Ольга Прутовых
Индивидуальная программа развития
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал. Я провела анкетирование родителей и выяснила, сколько же времени им требуется на заучивание четверостишия с детьми. И получила следующий результат: прочитать три-четыре раза - 6 человек, потратить 1 вечер - 12 человек, приходится учить и повторять несколько дней - 6 человек, и 2 ребёнка совсем не могут справиться с этой задачей.
Публикация «Индивидуальная программа развития» размещена в разделах
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему «Использование инновационной технологии моделирования «Мнемотехника» .
Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Основной «секрет» мнемотехники – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Таким образом, окунувшись в данную тему и, изучив различные источники, я решила взять данную технологию в основу своей работы. Определив цель и задачи работы спланировала свою деятельность на весь учебный год.
Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по использованию современной технологии моделирования «Мнемотехника» Задачи: 1. Изучить методическую литературу по теме «Мнемотехника».
2. Составить перспективный план работы с детьми и родителями.
3. Обобщить и транслировать коллегам свой опыт работы по теме.
План работы педагога на 2020-2021 учебный год
№п / п Сроки Содержание работы
1. Сентябрь 2020 Проанализировать свои профессиональные
затруднения.
Составление плана работы по самообразованию.
боты по самообразованию.
2. Октябрь 2020 Изучение источника современной технологии моделирования «Мнемотехника»
Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты)
3. Ноябрь 2020
4. Декабрь 2020
5. Январь 2021 Собрать банк данных по теме «Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе в образовательной области речевое развитие» : презентации, статьи и т. д.
6. Февраль 2021 Систематизировать накопленные и последующие обобщение материала по теме «Современные технология моделирования - мнемотехника»
7. Март 2021 Проведение открытого занятия по развитию речи с использованием технологии «мнемотехника»)
8. Апрель 2021 Выступление на краевом конкурсе «Воспитатель года Красноярского края» по теме «Современные технология моделирования - мнемотехника»
9. Май 2021 Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования
Перспективное планирование работы с детьми.
Месяц. Образовательная деятельность. Цель. Содержание.
Сентябрь Игра «Копилка слов» Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ
Октябрь Игра «Волшебники» Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
Содержa ние: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т. д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т. е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.
Ноябрь Заучивание стихотворения Трутневой «Первый снег» использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы
-интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения
декабрь Творческие сказки «Как ёжик зайца выручил». «День рождения зайца» придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний
- составление мнемо-схем для придумывания сказки
Январь Игра «Кто в домике живёт» (по Чистяковой И. А) Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления
Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо, клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Февраль Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» составление мнемотаблиц для пересказа
- передавать текст точно, последовательно, выразительно
Март Пересказ рассказа Пришвина «Ёж» составление мнемотаблиц для пересказа
- передавать текст точно, последовательно, выразительно
- пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь
Апрель Я. Аким «Апрель» составление мнемотаблицы на основе стихотворения
- развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещ робкой весне.
Май Пересказ рассказа Пришвина «Золотой луг» передавать текст точно, последовательно, выразительно
- составление мнемотаблиц для пересказа
- учить пересказывать от третьего лица