Татьяна Куйбарь
Индивидуальная коррекционная программа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
Индивидуальная коррекционная программа
Авторы-составители:
Куйбарь Татьяна Петровна,
воспитатель,
Буренко Наталья Александровна,
воспитатель
Белово 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на Владислава, 05.04.2011 года рождения, посещающего старшую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Обучается по адаптированной образовательной программе. Влад проживает с мамой, она работает в районной поликлинике санитаркой. Влад - единственный ребёнок в семье. Воспитанием занимается, в основном, мама.
Публикация «Индивидуальная коррекционная программа» размещена в разделах
Общение со сверстниками вызывает у Влада серьё зные затруднения: из-за отсутствия речи у Влада дети не понимают его, поэтому мальчик сердится из-за этого и даже плачет. В конечном итоге ребёнок вынужден играть один.
В детском саду мальчик любит играть в настольные дидактические игры: «Мозаика», «Лего», «Пазлы», долгое время может проводить за настольными играми; ребёнку очень нравятся игры, связанные с математикой.
Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме: Влад всё делает самостоятельно, однако, необходим постоянный контроль со стороны взрослого, т. к. Влад может переключаться на другую деятельность, не может сосредоточиться на одной деятельности, связанной с самообслуживанием. Кроме того, педагогам часто приходится обращать внимание на внешний вид ребё нка: иногда ребё нок может выглядеть неопрятно: не обуть сандалии, не поправить воротник рубашки и прочее… Во время приёма пищи Влад неправильно держит столовые приборы, т. к. мелкая моторика развита очень слабо.
Познавательная активность на занятиях носит кратковременный характер: во время занятий Влад часто отвлекается, не может удержать внимание к изучаемому материалу. Влад не может определё нное время находиться в статическом положении: он часто крутит головой, вертится на стуле. Влад испытывает трудности в продуктивной деятельности (не правильно держит ножницы, карандаш) из – за слабо развитой мелкой моторики.
По результатам психолого – медико - педагогического консилиума ребенок был выведен в группу детей, требующих особого внимания педагогов. Ребенок долго не говорил, сейчас может говорить короткие слова или повторить по слогам, однако, речь ребёнка остаётся непонятной для окружающих. Влад продолжает общаться с помощью жестов.
Кроме того, слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве, слабо развита мелкая моторика рук. Таким образом, по заключению ПМПК рекомендовано обучение Владислава по индивидуальной программе.
Цель программы : формирование и развитие познавательных процессов
Задачи:
1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь).
2. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
3. Формировать коммуникативные навыки и умения.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать элементарные математические представления.
6. Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Организация, формы и методы работы
Первый год обучения.
Сроки прохождения программы :
1 этап: 19 сентября – 15 января
2 этап: 16 января – 15 мая
В конце каждого этапа осуществляется промежуточный мониторинг, по результатам которого проводится анализ коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в процессе индивидуальных и подгрупповых занятий. Продолжительность занятий составляет 30 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
В работе используются следующие методы:
- упражнения на развитие речи и расширения кругозора ребенка;
- задания на зрительное восприятие;
- упражнения для совершенствования графических навыков письма;
- упражнения на развитие психических процессов;
- творческие задания;
- логические задания;
- загадки.
Предполагаемые результаты: Сформированность познавательных процессов
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
1 этап (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
№ Основные направления коррекционной работы Примечания
1 Развитие речи. Познавательное развитие:
- расширение кругозора ребенка по темам;
- обогащение предметного словаря;
- употребление прилагательных и глаголов;
-образование существительных множественного и единственного числа.
2 Сенсорное развитие:
- зрительное восприятие формы;
- зрительное восприятие цвета.
3 Развитие психических процессов:
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие мелкой моторики.
4 Формирование элементарных математических представлений:
- формирование понятий «один, мало и много предметов»; использование их в речи;
- согласование числительного «один» и наречия «много», «мало» с существительными в роде, числе и падеже;
- соотношение числа с количеством предметов и с цифрами в пределах 5;
- счет в пределах 5, используя разные анализаторы.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
2 этап (январь, февраль, март, апрель, май)
№ Основные направления коррекционной работы Примечания
1 Развитие речи. Познавательное развитие:
-практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения;
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
-дифференциация глаголов единственного и множественного числа;
-составление рассказа-описания по плану.
2 Сенсорное развитие:
-зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
3 Развитие психических процессов:
- развитие внимания;
- развитие памяти;
- развитие общей и мелкой моторики.
4
Формирование мышления:
-группировка предметов: по цвету (синие, зеленые); по форме (овальные, треугольные);
-учить заканчивать по смыслу предложения;
-закреплять обобщающие слова по темам;
-учить пользоваться предметами целевого назначения;
-продолжать учить стихи и отгадывать загадки.
5
Формирование элементарных математических представлений:
-учить пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику;
-закрепление цвета, формы и размера предметов;
-пространственная ориентировка на столе;
-временная ориентировка (утро - завтрак, день - обед, вечер - ужин).
Список используемой литературы
1. Гарбер Е. И. О природе психики. - М. : Школа-Пресс 1, 2001.
2. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., Детство-Пресс, 1990.
3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., Школа-Пресс, 1998;
4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М., Школа-Пресс, 1998.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей. М., издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
6. Наревская И. Н., Сабирова Н. Г., Куранова Н. А., Нурмухаметова Н. С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М. : АРКТИ,2010;
7. Ничипарюк Е. А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,»Слово», 2002г. ;
8. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина. - С-Петербург, изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004г.
9. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/ Д: Феникс,2004.
10. Швайко Г. С. Игровые упражнения для развития речи. - М. : Просвещение, 1988.
11. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты — М. : ВЛАДОС, М., Просвещение, 1999.
Темы Основные направления и содержание работы Задачи
1
Неделя.
«До свидания лето. Здравст-вуй, детский сад!»
2
Неделя.
«Осень, осень, в гости просим!»
3
Неделя.
«Дары осени. Овощи. Огород».
4
Неделя.
«Дары осени. Фрукты. Сад.»
5
Неделя.
«Ягоды. Грибы» 1. Развитие речи. Познавательное развитие.
Рассматривание картины «В детском саду».
Кого ты видишь на картинке? Что делают дети? Что делает воспитатель?
Куда пришли дети?
Д. игра «Один - много».
Одна игрушка – много игрушек. Один ребенок – много детей.
2. Сенсорное развитие.
Д. игра «Найди игрушки круглой (квадратной) формы».
Д. игра «Найди игрушки красного, желтого цвета».
Д. игра «Какого осеннего листика не стало?» Из трех (красного, желтого, зеленого)
Повтори предложение: «Дети играют».
3. Развитие психических процессов.
Д. игра «Чем похожи флажки?»
Отгадать и выучить загадку: «Папа и мама дома со мной, значит сегодня день ….» ВЫХОДНОЙ
Найди на картинке игрушки, обведи их и раскрась.
4. Формирование элементарных математических представлений.
Д. игра «Найди в группе много мячей», повтори предложение за мной «В группе много мячей». «Один мяч – много мячей».
Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько кеглей ты принес? Я принес четыре кегли.
Счет флажков физкультурном уголке.
Д. игра «Сосчитай и принеси». 3флажка.
1. Развитие речи. Познавательное развитие.
Рассматривание картины «Осень».
Какое время года? Осень. Почему? По каким признакам ты определил? Летят желтые листья. Листопад. Идет дождь. Девочка держит зонтик. Дети идут по лужам.
Д. игра «Времена года» (разрезные картинки - осень) Назови приметы осени.
Д. игра «Один - много».
Один лист. Много листьев.
2. Сенсорное развитие.
Д. игра «Найди предметы круглой (квадратной) формы».
Д. игра «Найди листья красного, желтого цвета».
Д. игра «Какого осеннего листика не стало?» Из трех (красного, желтого, зеленого)
3. Развитие психических процессов.
Отгадать и выучить загадку про осень: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» Осень.
Д. игра «Чем похожи?»
Мозаика. Собери красные кнопки в форме круга. Желтые кнопки в форме квадрата.
Учим и выполняем пальчиковую гимнастику: «Солнце, солнце, веселей. Посвети еще, погрей! Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Дождик, дождик, не мешай собирать нам урожай». Постукивание пальчиками по столу.
4. Формирование элементарных математических представлений.
Д. игра «Найди на дорожке много желтых листьев», повтори предложение за мной. На дорожке много желтых листьев.
Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько красных листьев ты принес? Я принес четыре красных листика.
Счет грибочков. Раздаточный материал.
Д. игра «Сосчитай и принеси». 3 листочка, 4 ягодки. Раздаточный материал.
1. Развитие речи. Познавательное развитие.
Д. игра «Чудесный мешочек» Овощи.
Д. игра «Какие овощи?» (Муляжи овощей)
Какая морковь? Какой огурец? Какой помидор? Какая капуста?
Д. игра «Что растет в огороде?»
Д. игра «Один – много».
2. Сенсорное развитие.
Д. игра «Найди овощи круглой формы». Муляжи овощей.
Д. игра «Найди овощи красного, желтого цвета».
Корзинка с муляжами овощей.
Д. игра «Какого овоща не стало?»
Из трех (красного помидора, желтого перца, зеленого огурца)
3. Развитие психических процессов.
Отгадать и выучить загадку про овощи: «Вырастал в жару и слякоть этот горький корнеплод. Хоть заставит нас поплакать, но от гриппа он спасет. (Лук)
Обводка по трафарету «Овощи».
4. Формирование элементарных математических представлений.
Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.
«Я взял один огурец. На столе много огурцов.»
Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько морковок ты принес?
Я принес три морковки.
Счет овощей – раздаточный материал.
1. Развитие речи. Познавательное развитие.
Д. игра «Чудесный мешочек». Фрукты.
Д. игра «Какие фрукты?» (Муляжи фруктов)
Какое яблоко? Какой лимон? Какие бананы? Какая груша?
Д. игра «Что растет в саду?»
Д. игра «Один – много».Один лимон – много лимонов. Одна груша – много груш.
2. Сенсорное развитие.
Д. игра «Найди фрукты круглой формы». Муляжи овощей.
Д. игра «Найди фрукт красного, желтого цвета».
Корзинка с муляжами фруктов.
Д. игра «Какого фрукта не стало?»
Из трех (красного яблока, желтого лимона).
3. Развитие психических процессов.
Отгадать и выучить загадку про овощи: «Этот фрукт на вкус хороши на лампочку похож. (Груша)
Обводка по трафарету «Фрукты».
4. Формирование элементарных математических представлений.
Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.
«Я взял одно яблоко. На столе много яблок.»
Д. игра «Нади и сосчитай» Сколько груш ты принес?
Я принес четыре груши.
Счет фруктов – раздаточный материал.
1. Развитие речи. Познавательное развитие.
Д. игра «Назови и покажи». Плакаты по темам «Ягоды», «Грибы».
Д. игра «Какой? Какая? Какие?» (С мячом.)
Д. игра «Один – много». Один гриб – много грибов.
2. Сенсорное развитие.
Д. игра «Найди фигуры в форме квадрата». Строительный набор.
Д/и «Блоки Дьенеша» : разложи по цвету.
Д. игра «Какого гриба не стало?» Муляжи грибов. (Из трех).
Д. игра «Шнуровки»
3. Развитие психических процессов.
Отгадать и выучить загадку про ягоду: «Серёжка с Антошкой, взяв по лукошку,Утром отправились в лес за морошкой. А нам с сестрой Викой по вкусу … (клубника).
Обводка по точкам. Ягоды.
4. Формирование элементарных математических представлений.
Д. игра «Один-много», повтори предложение за мной.
«Я сорвал один гриб. В лесу много грибов.»
Счет грибов по картинке.
Расширение кругозора ребенка по теме «До свидания, лето. Здравствуй, детский сад».
Обогащение словаря существительными.
Обогащение словаря глаголами.
Образование существительных множественного числа от единственного.
Зрительное восприятие формы.
Закреплять форму предметов: круг и квадрат.
Зрительное восприятие цвета.
Закреплять название цвета красный, желтый, находить их в окружающей среде.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие внимания, мышления.
Развитие мелкой моторики.
Формирование понятий «один - много» предметов; использование их в речи.
Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 5.
Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.
Расширение кругозора ребенка по теме «Осень, осень, в гости просим».
Обогащение предметного словаря существительными.
Обогащение словаря глаголами.
Образование существительных множественного числа от единственного.
Зрительное восприятие формы.
Закреплять форму предметов: круг и квадрат.
Зрительное восприятие цвета.
Закреплять название цвета красный, желтый, находить их в окружающей среде.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие внимания, мышления.
Развитие мелкой моторики.
Формирование понятий «один - много» предметов; использование их в речи.
Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 5.
Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.
Расширение кругозора ребенка по теме «Дары осени. Овощи. Огород.»
Обогащение предметного словаря существительными.
Обогащение словаря прилагательными.
Образование существительных множественного числа от единственного.
Зрительное восприятие формы.
Закреплять форму предметов: круг.
Зрительное восприятие цвета.
Закреплять название цвета:красный, желтый, находить овощи красного и желтого цвета в корзинке.
Развитие мышления, памяти.
Развитие внимания.
Развитие мелкой моторики.
Формирование понятийодин - много предметов; использование их в речи. Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 5.
Расширение кругозора ребенка по теме «Дары осени. Фрукты. Сад.»
Обогащение предметного словаря существительными.
Обогащение словаря прилагательными.
Образование существительных множественного числа от единственного.
Зрительное восприятие формы.
Закреплять форму предметов: круг.
Зрительное восприятие цвета.
Закреплять название цвета:красный, желтый, находить фрукты красного и желтого цвета в корзинке.
Развитие мышления, памяти.
Развитие внимания, памяти.
Развитие мелкой моторики. Формирование понятийодин - много предметов; использование их в речи.
Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 5.
Расширение кругозора ребенка по теме «Ягоды. Грибы.»
Обогащение предметного словаря существительными.
Обогащение словаря прилагательными.
Образование существительных множественного числа от единственного.
Зрительное восприятие формы.
Закреплять форму предметов: квадрат.
Зрительное восприятие цвета.
Закреплять название цвета:красный, желтый, находить фигуры красного и желтого цвета.
Развитие внимания.
Развитие мелкой моторики.
Развитие мышления, памяти.
Развитие внимания.
Развитие мелкой моторики.
Формирование понятийодин - много; использование их в речи.
Согласование числительного «один» и наречия с существительными в роде, числе и падеже.
Счет в пределах 5.