Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели, задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Обязательная часть
Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 1)» размещена в разделах
2.1.1. Описание образовательной деятельности детей в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.1.2. Описание вариативных форм, способов, методов реализации Программы
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3. Организационный раздел
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Описание материально – технического обеспечения Программы, особенности организации предметно- пространственной среды
3.1.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.1.3. Распорядок дня
3.1.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных организациях (группах раннего возраста в детских садах, организациях дополнительного образования).
Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М. И. Лисиной.
Программа «Первые шаги» построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребёнка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.
Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Программа «Первые шаги» может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» :
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москвы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13);
- Устав дошкольного учреждения;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
Программа включает четыре основных раздела: Целевой, Содержательный, Организационный, Дополнительный.
Срок реализации образовательной программы : 5 лет.
В Программе используются сокращения : ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, НОД – непосредственно образовательная область; ДОУ – дошкольное образовательное учреждение, ЦРР – центр развития ребёнка, ФМПП – формирование элементарных математических представлений, РППС – развивающая предметно-пространственная среда, ЭОР – электронные образовательные ресурсы.
1.1.1. Цели, задачи реализации Программы
В современной практике воспитания детей огромные резервы
раннего возраста часто не реализуются. С одной стороны, некоторые родители и педагоги до сих пор ещё рассматривают ранние этапы жизни ребёнка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.
С другой стороны, в последнее десятилетие всё большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребёнка. Стремление взрослых как можно раньше подготовить ребёнка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам —чтению, счёту, письму и др. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо
умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребёнка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать не являются залогом успешного освоения ребёнком школьной программы и его умственного развития. Кроме того, опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных не-
адекватной формой обучения, может стать возникновение у ребёнка каких-либо невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).
Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию.
Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М. И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, теория ведущей деятельности А. Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.
В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста выступает общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества — познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и др.
В Программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка.
Содержательный раздел Программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста. Этот раздел охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО:
• Познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.
• Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым.
• Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.
• Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.
• Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов
двигательной активности, формирование навыков здорового образа
жизни.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Одним из главных принципов, на которых базируется даннаяПрограмма, является 1. принцип развития. Развитие понимается как появление у ребёнка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит своё отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жёстких правил и норм,ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их
выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
3. Следующий базовый принцип Программы — принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа видыдетской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребёнка происходит в ведущейдля этого периода предметной деятельности. В соответствии с этимсодержание Программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразнымипредметами, экспериментирование с водой, песком, пластическимиматериалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками.
4. Опора на игровые методы— один из важных принципов Программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
5. Следующий основополагающий принцип Программы — принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых сдетьми. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждогоребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своейиндивидуальности. Дети раннеговозраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как к самоценнойличности — всё это не второстепенные, а главные моменты привзаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького
ребёнка и его полноценного развития. Личностно ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
7. Следующий принцип, которому следует Программа, — принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, аименно: познавательного, речевого, социально-коммуникативного,художественно-эстетического и физического. В Программе «Первыешаги» предусмотрено создание необходимых условий для образовательной деятельности по всем перечисленным выше направлениям.
8. Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образованиядетей должно быть не узкопредметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение впедагогическом процессе разных видов детской деятельности. Этообеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной Программе принцип интеграции реализуется в том,что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексныйхарактер. Подразделение игр по отдельным направлениям развитиядостаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности испособности ребёнка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателями педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Программа «Первые шаги» исходит из принципа преемственности, заложенного в современной Концепции непрерывного образования. Теоретические основания Программы, её цели, задачии содержание обеспечивают преемственность образования детей наразных возрастных этапах. Результаты апробации Программы свидетельствуют о её эффективности и обеспечении успешного перехода детей из раннего в дошкольный возраст. Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в образовательной организации и семье.
10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в Программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.