Папки-передвижки

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для формирования адекватной самооценки у детей

Татьяна Бабичева
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для формирования адекватной самооценки у детей

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, как показали исследования В. А. Горбачевой, Р. Б. Стеркиной, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги, связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.

Вся работа по развитию адекватной самооценки ведется воспитателями в тесном контакте с психологом детского сада.

Основным важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, выступает общение со взрослыми. С помощью взрослого происходят становление, развитие и стимуляция оценочной деятельности у ребенка. Все это происходит, когда взрослый:

• выражает свое отношение к окружающему;

• организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности;

• представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку понимание правильности ее выполнения;

• организует для ребенка совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ему видеть в ровеснике личность, учитывать его желания считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

Установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих поступков, действий, переживаний.

Становление самосознания и самооценки личности - одна из важных проблем дошкольного возраста. Именно в этот период жизни происходит осознание ребенком самого себя, своих потребностей. От уровня сформированности самооценки зависит успешность обучения дошкольника в школе, степень его социализации.

Содержание индивидуальной коррекционной программы

Программа по формированию адекватной самооценки (далее Программа) разработана на основе нормативно-правовых документов и методических материалов по дошкольному образованию и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Нормативно-правовая база программы:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 - р от 29 декабря 2001 г. ;

Цель Программы: психолого-педагогическое содействие формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Задачи. Способствовать:

- снятию у дошкольников состояния эмоционального дискомфорта;

- развитию у них позитивного и критического отношения к себе, сверстникам и окружающему миру;

- формированию умения принимать адекватные (в соответствии с возрастными особенностями) решения;

- повышению уровня компетентности родителей в вопросах формирования самооценки у дошкольников.

Методологической основой программы являются:

- психолого- педагогическая теория деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева;

- теория личностно-ориентированного подхода к обучению Ш. А. Амонашвили, И. С. Якиманской.

Программа строится с учетом принципов:

• развития (рассматривание психических явлений в постоянном изменении, движении, развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант;

• детерминизма (изучение закономерных зависимостей психических явлений от порождающих их факторов);

• единства сознания и деятельности (психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются);

• природосообразности и гуманизации.

Методы работы:

1. методы формирования сознания - метод убеждения (объяснение, разъяснение, беседа, пример);

2. методы организации деятельности и формирования поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации, метод игры);

3. методы формирования чувств и отношений (поощрение) используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности (поощрение

Выбор методов зависит от факторов:

• цели и задач на каждом этапе работы с детьми;

• психических и возрастных особенностей дошкольников;

• анатомо-физиологических особенностей детского организма (работоспособность, утомляемость, особенности нервной системы);

• материально-технической базы детского сада;

• сложившейся традиции в педагогике детского сада:

• уровня компетентности педагогов.

Условия формирования адекватной самооценки:

1. педагогическое взаимодействие, осуществляемое в форме содействия и играющего роль источника оценочных воздействий, контекста для самосравнения ребенка с эталоном, способствующего организации индивидуального опыта ребенка;

2. позитивный микроклимат и гуманные межличностные отношения между дошкольниками;

3. организованная продуктивная и игровая деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

4. позитивные детско- родительские отношения;

5. личный опыт старшего дошкольника.

Б) Критерий: готовность родителей к становлению адекватной самооценки.

Показатели: тревожность, базовое доверие к миру.

Уровни:

Высокий. Родители всегда готовы помочь своему ребенку, независимо от того, заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Средний. Дети всегда находится под гнетом своих родителей, с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки (плач, показывают свою беспомощность. У детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.

Низкий. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», демонстративно обижается. Ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

Критерий: микроклимат в группе.

Показатели: взаимоотношения.

Уровни:

Высокий. Спокойствие, вера, доброжелательность, любовь к себе и окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми возникают чувства сопереживания и сочувствия.

Средний. Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды.

Низкие. Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление жестокости, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Критерий: Педагогическое взаимодействие.

Показатели: Эмоциональное благополучие.

Уровни.

Высокий. Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, мимикой, жестами, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствуют эмоциональную поддержку.

Средний. Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации.

Низкий. Воспитатель характеризуется негативным отношением к своей работе. Всем своим поведением подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей.

Методики исследования самооценки

• Лихачева Е. Н. Социальный профиль ребенка.

• Методика Захарова А. В. «Определение эмоционального уровня самооценки».

• Методика Лампен Д. в адптации Пономаренко Л. П. «Дерево».

• Р. С. Немова Р. С. «Какой Я».

• Методика Щур В. Г., Якобсона С. С. «Лесенка»;

Дидактический материал для работы с детьми

1. Алгоритм дня «Ступеньки проживания»:

- «Утро радостных встреч» (взаимные приветствия, проявления доброжелательного отношения ко всему «групповому сообществу»: называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые дела);

- «Посиделки» (рассказы детей и педагогов об интересных историях, событиях из личной жизни);

- «Вечерний круг благодарения» (отмечаются хорошие дела дошкольников; дети благодарят тех, кто помог им в течение дня, с кем было интересно играть. Если кто-то из детей остается без благодарения со стороны воспитанников, педагог обязательно должен найти повод его поблагодарить).

2. Решение и разбор практических ситуаций, в которых необходимо сделать нравственный выбор, проявить доброе отношение к окружающим («Научи друга тому, что умеешь делать сам»).

Методические рекомендации. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе. Выбирается «зеркало» - это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Эта игра будет полезна для ребенка, не уверенного в себе, поможет ребенку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, «раскрыться».

«Я – разный»

Цель: помочь ребенку поверить в себя, свои возможности.

Правила игры. Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы хотел стать.

Методические рекомендации. Для проведения игры потребуются лист бумаги, разделенный на 3 части, цветные карандаши. После рисования необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо сделать, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

«Закончи предложение»

Цель: формирование у ребенка адекватной оценки своих качеств, преодоления замкнутости.

Правила игры. Взрослый предлагает детям по очереди закончить каждое из предложений.

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Методические рекомендации. Можно попросить ребенка объяснить тот или иной ответ.

«Назови свои сильные стороны»

Цель: свободное выражение своего мнения.

Правила игры. Взрослый предлагает каждому участнику игры в течение нескольких минут рассказать о своих сильных качествах, о том, что он любит, ценит, о том, что дает ему чувство уверенности.

Методические рекомендации. Важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

«Я – лев»

Цель: формирование уверенности в себе.

Правила игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что каждый превратился во льва. Лев – царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

- Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва. Пройдите по кругу гордой уверенной походкой.

Методические рекомендации. Во время представления подбадривайте детей, хвалите. Важно, чтобы в процессе игры, каждый ее участник представился от имени льва.

«Я хороший»

Цель: развитие уверенности в себе» .

Правила игры. Взрослый предлагает детям сесть на стульчики и сказать себе: «Я очень хороший (хорошая)». Сначала произнесем слово «Я» шепотом, затем обычным голосом, потом – прокричим его. Таким же образом поступаем со словами «очень», «хороший». И наконец, дружно «Я очень хороший». Затем каждый по очереди скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит.

Затем детям предлагается встать в круг, взяться за руки и сказать: «Мы очень хорошие» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

Методические рекомендации. Обсудите с детьми, что они чувствовали, играя в эту игру.

Можно предложить варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; друг обиделся и т. п.

Методические рекомендации. Проведите обсуждение, предложив ребятам рассказать, как они будут вести себя в таких ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку «Я справился».

«Связующая нить».

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

Правила игры. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Методические рекомендации. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз.

Работа с семьей

1. Анкеты для родителей

А) Взаимоотношения в семье

1. Фамилия, имя ребенка

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы бы советовали обратить внимание?

3. Какой стиль общения доминирует в Вашей семье?

4. С кем из членов семьи ребенок проводит большее количество времени?

5. Какие ассоциации у ребенка с детским садом?

6. О чем рассказывает ребенок после посещения детского сада?

7. Какие вопросы Вас интересуют? О чем бы Вы хотели проконсультироваться с педагогом?

8. На какой уровень развития Вы оцениваете своего ребенка (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий?

9. Как вы оцениваете поступки Вашего ребенка?

10. Какие изменения Вы бы предложили внести в жизнь группы и детского сада?

Б) Коммуникативные способности. Навыки общения.

Вопрос Ответ

Да + Отчасти 0 Нет 0

1. Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми

2. Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать

3. Учитывает ли ребенок эмоциональное состояние близких людей

4. Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры

5. Часто ли у ребенка возникают конфликты ссоры

6. Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:

-агрессивно

-игнорирует, не слышит

-действует в соответствии с просьбой

2. Консультация для родителей «Советы по формированию адекватной с

самооценки у детей».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

По мере того как происходит развитие ребенка, он учится понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам, то есть происходит формирование оценочного компонента самосознания – самооценки.

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознание и самооценивание себя.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые для ознакомления родителей и педагогов.

Основные стратегии позитивного оценивания ребенка старшего дошкольного возраста.

1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).

2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).

3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать девочек»).

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

Для формирования правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать ряд рекомендаций.

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста.

1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.

Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).

Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для формирования адекватной самооценки у детей
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 20:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для формирования адекватной самооценки у детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бабичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...

13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД