Милана Колпакова
Индивидуализация предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ №22 «Ласточка» пос. Глубокий Муниципального образования Новокубанский район
Индивидуализация предметно-развивающей среды подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 5 «Б» «Светлячки».
Подготовила: воспитатель:Колпакова М. А.
На сегодняшний день наиболее актуальным остается реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Одним из основных принципов реализации ФГОС ДО является принцип индивидуализации. Который подразумевает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Публикация «Индивидуализация предметно-развивающей среды» размещена в разделах
Слайд №3
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности
Способы общения:признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности
Тактика:сотрудничество и партнерские отношения
Убеждение:ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта
Слайд №4
В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Слайд №5
Уровни индивидуализации
• Групповая индивидуализация
• Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста
• Индивидуализация на персональном уровне
Слайд №6
одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.
Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.
Например: Совместное планирование дня, воспитатель рассказывает какие занятия сегодня будут, чем займутся в совместной деятельности, на какие темы побеседуют и просит детей предложить чем бы они хотели заняться: игры в которые они хотели бы поиграть, о чем хотели бы побеседовать.
Например дети хотят узнать «Откуда берётся снег»
Воспитатель "реагирует" на запросы и потребности детей. Его внимание сосредоточено на стимулировании и поддержке активности и самостоятельности детей.
Далее вместе с детьми обсуждаем, используя "модели трёх вопросов" в изучении (ознакомлении) разных тем, проблемных ситуаций, интересующих вопросов
• что мы уже знаем по данной теме?
• что ещё хотим узнать?
• каким образом (какими путями) мы можем это узнать?
дети предполагают, что ответы на свои вопросы они могут получить несколькими путями: прочитать в книжках (энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых.
И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляя выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время конструирования планировали сделать поделки из бумаги. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какую поделку будет делать каждый из них; из какого материала (картон разных цветов, цветная бумага разных размеров, салфетки разного цвета и размера, гофрированная бумага, несколько(5-7)схем поэтапного изготовления поделок). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им сделать ту поделку, которую они хотят. Одним помочь словами, других приободрить, третьим оказать помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных поделок, причем такой сложности, как они желают.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Метод тщательного отбора материалов, т. е. игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.
Например: та же бумага для конструирования, предлагаем её детям разного размера, кто то сделает маленький кораблик, а кто то большой пароход. Мячи для игр разного размера, кому то удобно играть маленьким, а кому то большим и т д. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы
метод «строительных лесов».
В основе этого метода идеи Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Например, наблюдаем за ребенком, который из строителя делает гараж, предложить построить машину или подложить схемы построек. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении.
Например кто то из детей выучил дома с мамой интересную считалку и придя в д/с рассказал воспитателю, воспитатель предлагает этому ребёнку рассказать эту считалку ребятам и выучить с теми кому она понравится, или кто то из детей научился играть в шашки, можно предложить тем кто тоже хочет научиться играть в шашки, обратиться за к нему за помощью.
Кто хочет узнать, что притягивает магнит, прошу пройти в центр экспериментирования.
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни
С целью индивидуализации педагогического процесса предметно-
развивающая среда в нашей группе оформлена следующим образом.
Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах. Маленькие творческие центры наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Слайд №7 Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?
Воспитатель может работать в одном из центров.
Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.
Наблюдать за деятельностью детей в центрах.
Наблюдать за конкретным ребенком.
Слайд №8 фото детей
Слайд №9
В группе есть стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.
Слайд №10
Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками, которую сегодня ребенок исполняет: «дежурный по столовой», «дежурный по занятиям», «дежурный в уголке природы»" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Слайд №11
Размещение фото детей на макетах и поделках (например к «Дню Защитника Отечества, 8 марта или 9 мая). Изготовление стенгазеты так же с изображением на ней детей.
Так же в течении дня воспитатели совместно с ребенком могут фиксировать (на листочках) его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик, хорошо работал на занятии. Для этого заполняется рубрика "Мои достижения".
Слайд №12
Итак, в нашей группе имеются материалы и уголки, активизирующие различную деятельность детей.
«Развивающий уголок» : развивающие и дидактические игры и игрушки, модели и прочее. Группа оснащена необходимым материалом, способствующим овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры и т. д.
Слайд №13
Уголок развития речи.
серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото;
- детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами;
- дидактические игры и пособия.
В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Одной из таких игр-пособий является дидактическое пособие «Колобок на новый лад»
Слайд №14
Игры и пособия на развитие речевого дыхания и выработки сильной воздушной струи.
Слайд №15
Уголок сенсомоторного развития», предназначенный также для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки, играют с прищепками и камушками. У нас есть «Волшебный песок», «волшебный» мешочек, игры для развития мелкой моторики с прищепками, цветными камешками, «волшебные резинки», пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки, различного вида шнуровки.
Слайд №16 «Уголок безопасности»
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.
Слайд №17 Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря.
Слайд №18
В игровой зоне располагается театрально-музыкальный уголок, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители. Театрально-музыкальный уголок способствует формированию интереса к театру и музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, вязаный…
Слайд № 19 Для эстетического развития созданы:
- уголок художественного творчества «Мастерская»
с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками, трафаретами, пособиями для нетрадиционного рисования
Слайд 20 Мы создали «мини-огород» на подоконнике рядом с уголком природы. Там вместе с ребятами посадили семена овощей для дальнейшей высадки рассады в открытый грунт.
Слайд 21
Центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов могут принимать участие родители.
А так же у нас есть
Слайд 22
Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.
Слайд 23
«Патриотический уголок» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, края, историей родного посёлка.
Слайд 24 Физкультурный уголок оснащен оборудованием для развития основных видов движений. Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта. В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания, массажные мячики.
Слайд 25
В бытовой зоне располагается уголок дежурства.
формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в группе.
Слайд 26
Уголки для сюжетно-ролевых игр:
-больница;
-магазин;
-салон красоты;
-семья.
Слайд 27
У нас имеется постоянно действующая выставка творчества детей (рисунки, поделки, вышивка и др.)
Магниты к стенду «Наше творчество» с фотографиями детей!
Очень удобно! Дети сами крепят свои работы с помощью своей фотографии, а потом рассматривают выставку и обсуждают своё творчество!
Слайд 28 В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, уголок уединения и релаксации. Предметное наполнение уголка включает в себя мягкое кресло и два пуфика. Здесь ребёнок может отдохнуть от шума. Рядом находится кукольный театр с куклами бибабо для снятия негативных эмоциональных проявлений, небольшое зеркальце для отражения чувств, эмоций в мимическом выражении, подушки.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе есть «часики эмоций», карточки «Эмоции». Каждый день ребёнок может показать какое у него сегодня настроение.
Слайд 29 Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает :
Развитие общения
Развитие любознательности
Развитие инициативности
Развитие самостоятельности
Развитие творчества
Слайд 30
Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Однако, необходимо пополнять оснащение для физического развития детей, а так же обновлять имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.