Марият Кадырова
Условия создания предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда
.Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
Темочки:
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной
• .при создании ппрс следует учитывать Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
• 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
• 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
• 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
• 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
•. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
• 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
• 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной Среда должна быть : :
Содержательно- насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Доступной
Безопасной
Вариативной
• Насыщенность предполагает :Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
• Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
• Полифукциональность предполагает :Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
• Трансформируемость зависит
• От образовательной ситуации
• От меняющихся интересов детей
• От возможностей детей
• Вариативность:
• Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
• Периодическую сменяемость игрового материала
• Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
• Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
• Доступность:
• Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
• Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
• Исправность и сохранность материалов и оборудования
• Безопасность:
• Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
• Особенности возр:ст. гр.
Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы
- Участие в преобразовании предметно- пространственной
• Особенности гендерного подхода
• Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей
• Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
• 1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
• 2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту
• 3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
В соответствии с ФГОС предметно-пространственная среда в старшей группе построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду возрастной группы в ДОУ, учитывались психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте: организация жизни и воспитание детей шестого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению, предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать
В группе созданы примерные центры по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие:
- центр ПДД и ПБ;
- центр труда (уголок дежурств);
- центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
-центр сенсорного развития;
-центр математического развития;
-центр экспериментирования.
Речевое развитие:
-центр «Будем говорить правильно» (логопед. уголок)
-центр «Здравствуй, книжка!».
Художественно-эстетическое развитие включает:
- центр творчества;
- центр музыкально-театрализованной деятельности;
-центр конструктивной деятельности.
Физическое развитие
-центр спортивный.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.