Лобанова Евгения Сергеевна
Построение предметно-развивающей среды
Лобанова Е. С., воспитатель ГБДОУ детский сад №39
Кировского района Санкт-Петербурга
Построение предметно - развивающей среды.
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ, специально отобранные и включенные в пространство жизни детей средства для реализации учебно-воспитательных целей.
Публикация «Построение предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает жизнь ребёнка в ДОУ.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
Безопасность и психологическая комфортность определяются удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона, соответствием возрасту, актуальным, индивидуальным к особенностям детского восприятия.
Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей с яркими картинками. Здесь же расположен информационный стенд для родителей с необходимой информацией по детскому саду и группе (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления, консультации и советы для родителей (информация регулярно меняется и соответствует возрасту детей); доска для детского творчества. Постоянно обновляется выставка детских работ; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома.
Все оборудование группового пространства безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные или утратившие свой эстетический вид игрушки заменяются новыми или предметами-заместителями. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе имеется «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка. Здесь имеются: мягкий диван c подушками, семейные альбомы, игрушки «антистресс». Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера, в группе организован центр природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие в элементарном труде по уходу за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами.
В группе создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей. Развивающая предметно – пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры : «Хоккей», «Футбол». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей. В центре группы находится ковер- место сбора всех детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать разнообразные постройки. Столы, за которыми дети находятся во время приема пищи, можно расставить кругом или полукругом для того, чтобы увеличить площадь для двигательной активности детей, для игровой деятельности. В игровой деятельности используются ширмы разных размеров для создания домиков, комнат и т. д.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональные и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупные мягкие модули используются для строительства кровати, домика, магазина, гаража, моста, забора и многого другого. Мягкая детская мебель легко «превращается» в автобус или лошадку. Физкультурное оборудование (обручи, скакалки, подручные материалы (ленточки, пробки, используются в игровой деятельности для создания дорог, моря, домика и другого.
Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.
Группе присущи гибкость, трансформируемость, вариативность: зоны активности мобильны и сменны. Есть возможность разнообразного использования составляющих предметной среды : игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в ДОУ (группе) : возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой и образовательной).
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
• Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные
тона бежевого и светло-зеленого цвета).
• Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные,
позитивные ассоциации (галерея семейных фотографий, иллюстрации с изображением природы, природных явлений).
• Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности.
• Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в
группе представлены все виды игр : сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, дидактические, развивающие).
• Личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми,
наличие добрых традиций в группе: «День именинника». Каждого ребенка в день его рождения поздравляют все педагоги и дети группы, водят хоровод, дарят открытки.
• В группе организованы различные пространства (для игры,
конструирования, двигательной активности, уединения, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
• Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
• Наличие в группе уголка отдыха и уединения: мягкий детский диванчик с подушками, семейный альбом.
Вывод: в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.