Татьяна Петровна Иванова
Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается тенденция неуклонного роста количества детей с отклонениями в развитии, в том числе с речевыми нарушениями. Поэтому сегодня перед логопедами стоит задача поиска современных средств, приемов, технологий обучения, чтобы достичь положительный результат логопедической работы. Кроме этого в связи с постоянным изменением требований к организации образовательного процесса, появлением новых Стандартов необходимо менять позицию детей. Дошкольник должен иметь возможность выбрать заданий, занять активную позицию, т. е. выполнять роль субъекта образовательного процесса. Именно поэтому особое значение приобретает использование в логопедической работе средств индивидуализации обучения [1].
Публикация «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях» размещена в разделах
Т. В. Бурлакова связывает индивидуализацию с динамическим, интериоризированным процессом педагогического взаимодействия, адекватным как системе социальных требований и целей, так и личностному и образовательному потенциалу ребенка; процессом, обеспечивающим овладение способами познания мира и себя с целью самореализации в данной системе [2].
Исходя из собственного опыта работы, можем утверждать, что индивидуализация обучения дошкольников с нарушениями речи позволяет получить достаточно высокие показатели результативности развития, которая соответствуют современным требованиям.
Разрабатывая логопедическое занятие, которое носит индивидуально-ориентированный характер, рекомендуем предусматривать следующее (рис. 1) :
Рис. 1. Важные аспекты при разработке логопедического занятия индивидуально-ориентированного характера
Мы предлагаем использовать комплексные средства индивидуализации обучения.
Первым таким средством является постановка проблемной ситуации, которую требуется решить. Дошкольниками выдвигаются гипотезы, предлагаются пути решения представленной проблемы, выбирается наиболее оптимальное решение. Проблема становится индуктором, который настраивает дошкольников на предстоящую деятельность, позволяя при этом самостоятельно сформулировать тему занятия. Например, учитель-логопед предлагает проблему к заданию на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (котенок). Какой он пушистый, ласковый. Как вы думаете, если он ласковый, то как будет разговаривать?» - Дети высказывают свои мнения, приходят к заключению, что котенок называет все предметы ласково. - «Да, котенок называет предметы ласково. Например, игрушки: пирамидка, мячик, куколка, машинка. Сейчас и мы попробуем называть предметы ласково». - Дошкольники называю предметы ласково. Можно использовать иллюстрации предметов или реальные игрушки: мишка, куколка, паровозик и т. д.
Кроме этого можно использовать инсценировки или этюды при проведении занятий по развитию связной речи. Данный прием помогает ребенку выполнять роль активного субъекта деятельности, позволяя ему реализоваться в театрализованной деятельности. Дети самостоятельно определяют свою роль, распределяют между участниками в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями дошкольников. После проведения этюдов или инсценировок необходимо проводить обсуждение, рефлексию и подводить итоги.
Также можно проектировать индивидуальные коррекционные маршруты, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Например, если ребенок склонен к изобразительной деятельности, то предлагаются задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам» с дополнительным речевым материалом. Ребенку с математическими способностями можно предложить пересчитать звуки, фразы и т. д.
Таким образом, индивидуализация обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях позволяет повысить результативность проводимой работы. Основными комплексными средствами индивидуализации обучения являются постановка проблемной ситуации, которую требуется решить, использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи, проектирование индивидуальных коррекционных маршрутов.
Список литературы:
1. Байбородова, Л. В., Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Индивидуально-ориентированный подход
к контролю самостоятельной работы студентов// Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – №3. – С. 97–102.
2. Бурлакова, Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы: монография / Т. В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 179 с.