Валентина Лесунова
ИКТ в образовательном процессе детского сада
XXI век – новый период развития человечества, его называют «веком информационных технологий. Сейчас трудно представить современную жизнь без этих технологий. Они активно входят в нашу жизнь с детства, с дошкольного возраста.
К дошкольному образованию, как к начальному звену образования, сейчас предъявляются новые требования. Перед педагогами стоит задача: стимулирование коммуникативной, игровой, познавательной активности детей в различных видах деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей детей. Поэтому детский сад не должен оставаться в стороне, нужно вводить в систему дошкольного учреждения информационно-коммуникативные технологии. На практике доказано, что с внедрением ИКТ у детей значительно повышается интерес к основным видам деятельности, развивается интеллектуальный уровень. ИКТ в детском саду – это использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, СD, мультимедиа, что представляет широкие возможности для коммуникации. ИКТ стимулирует познавательную активность детей, создаёт необходимый уровень дифференциации, индивидуализации, качества обучения дошкольников. В дошкольном учреждении компьютер помогает педагогу в: 1. Оформлении групповой документации.
Публикация «ИКТ в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
2. Подборе иллюстративного материала для основных видов деятельности с детьми, для оформления стендов для родителей, группы.
3. Обмене опытом между педагогами.
4. Создание презентаций в программе Power Point, чтобы сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным. Использовать презентации в работе с родителями во время групповых родительских собраний.
Знакомство с компьютером для детей начинается с компьютерных игр. Они подбираются педагогом в соответствии с программными требованиями и возрастом детей. Игра – основной вид деятельности дошкольников, способ познания окружающей действительности. В игре дети делятся своими знаниями, впечатлениями, подражают действиям старших, отображают окружающий их мир. Ребёнок учится наделять объект игровым значением. Это даёт повод для внедрения в игровую деятельность детей компьютера, как игрового средства. В результате этой деятельности у детей развивается воображение, мышление, умение контролировать себя, воспитывается самостоятельность, желание помогать друг другу. Компьютер вызывает у детей неподдельный интерес, позволяет развивать внимание, память. Использование ИКТ в разных образовательных областях (познание, художественная литература, музыка, художественное творчество) помогает закрепить, уточнить знания, способствует развитию логического мышления.
С помощью компьютерных средств можно увеличить объём познавательного материала для основных видов деятельности. Для дошкольников этот материал может повторяться несколько раз, но в разных формах. Компьютерные игры можно применять в индивидуальной работе с детьми. Они позволяют закрепить знания детей, полученные ранее. Правильно подобранные задания, видеоматериалы, которые демонстрируются с помощью мультимедиатехники, способствуют мотивации детей к основным видам деятельности. Основными средствами развития детских представлений можно назвать презентации, показ слайдов, использование звукозаписи. Это развивает у детей зрительную, слуховую память. Использование мультимедийных презентаций является хорошим наглядным пособием и способствует повышению результативности образовательной деятельности детей. Поисковые системы Интернет дают педагогам возможность найти любой материал по вопросам обучения дошкольников, иллюстрации, фотографии для использования в основных видах деятельности детей.
Современные исследования учёных в области педагогики отмечают развивающую роль компьютерно – игрового комплекса, говорят о раннем овладении детей компьютером. Уже 3 – 5 летние дети с успехом овладевают компьютерными знаниями. Развитие информационно – коммуникативных технологий ставит перед педагогами дошкольных учреждений следующие задачи: провести ребёнка – дошкольника в мир ИКТ, познакомить с новыми достижениями техники, сформировать культурную личность, владеющую различной информацией. Чтобы решить эти задачи педагог должен сам хорошо владеть компьютером, быть носителем информационной культуры, использовать в своей работе компьютерные сети, уметь находить, анализировать полученную информацию, уметь работать с различными программами, использовать мультимедиа. Сейчас многие педагоги работают с компьютером, но у всех уровень владения очень разный. Нужно повышать ИКТ – компетентность педагогов. Только педагог – мастер может сделать так, чтобы компьютер не превратился для ребёнка из друга во врага, использовать компьютер как способ воздействия на интеллектуальное, эмоциональное развитие каждого ребёнка. Используя компьютер в работе с детьми дошкольного возраста нужно помнить, что ребёнок не может находиться у компьютера более 10 – 15 минут, нужно обязательно соблюдать санитарно –эпидемиологические нормы.
Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование – необходимый шаг в развитии современного информационного мира. Таким образом, ИКТ даёт возможность в детском саду обогатить образовательный процесс, повысить его эффективность, делает обучение детей более ранним.
ИКТ – средство обучения и коммуникации, необходимое для дальнейшего развития дошкольного образования.
В нашем детском саду создан сайт ДОУ, на котором размещается информация о детском саде, новости, консультации для родителей. Также создана группа в контакте, в которой размещена информация непосредственно по нашей возрастной группе. В непростой период самоизоляции во время карантина это помогало общению педагогов с родителями и воспитанниками. Дети с увлечением выполняли задания, полученные на компьютере. Существовала обратная связь. А это неоценимое подспорье в работе с родителями. Это даёт возможность родителям получить больше информации о детском саде, о своей группе. Хочется верить, что в недалёком будущем все сады будут иметь компьютерно – игровые комплексы, возможность объединить свои группы в единую локальную сеть. За ИКТ – будущее, они должны стать неотьемлемой частью для совместной деятельности администрации, педагогов, родителей и детей.