Ольга Малышева
Комплексное занятие по логопедии и изодеятельности «Золотой листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по логопедии и изодеятельности
«Золотой листопад»
Подготовила:
Малышева О. А.
Серкова М. А
Цели:
Коррекционно-образовательные: автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами-cинонимами, однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи, познакомить с нетрадиционным способом рисования на ткани; упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции, моторику рук. Тренировать в рассказывании стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Публикация «Комплексное занятие по логопедии и изодеятельности „Золотой листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; координировать речь с движениями; развивать диафрагмальное и речевое дыхание; зрительный гнозис, пространственный праксис; память, речевой слух, развивать зрительное внимание; развить творческое воображение.
Воспитательные: формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность; воспитывать творческую активность, аккуратность. Воспитывать бережное отношение к природе, гордость к богатству родного края; воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение выделять и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Оборудование
1. Листы бумаги.
2. Жидко разведенная гуашь в мисочке.
3. Несколько кусочков ткани (по цветам осени).
4. Простой карандаш.
5. Акварель.
6. Музыкальные произведения А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Осенняя песня» («Октябрь») из цикла «Времена года».
7. Картина художника И. Левитана «Золотая осень».
8. Мнемотаблица стихотворения «Стало вдруг светлее вдвое», мнемодо-рожки, схема рассказывания по картине.
Методы и приемы: словесные (разъяснение, объяснение, беседа, рассказы-вание, наглядные (демонстрация, иллюстрация).
Предварительная работа: беседа об осени и осенних явлениях, просмотр картин художников: И. Левитан «Золотая осень», А. Степанов «Журавли летят»; чтение и заучивание стихотворений об осени, разучивание песни.
Дети под музыку входят в зал.
1. Вступительная беседа.
Логопед. Ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости – ваши родители, давайте поздороваемся. Сядьте, слушайте внимательно, старайтесь говорить хорошо, чтобы вас все поняли.
Логопед. Какое сейчас время года?
Ребенок. Сейчас время года осень?
Логопед. Вам нравится осень?
Ребенок. Да, мне нравится осень.
2. Работа над стихотворением.
Логопед. Многие поэты любили это время года и воспевали его в стихах. Давайте расскажем стихотворение об осени.
Ребенок. Читает стихотворение об осени (мнемотаблица).
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…
Логопед. Дети, вам понравилось это стихотворение?
Дети. Да.
Педагог. О чем это стихотворение?
Дети. Об осени.
Логопед. Давайте вместе расскажем это стихотворение.
Дети. Рассказывают по мнемотаблице.
3. Активизация словаря признаков.
Логопед. Осень – удивительное, очаровательное время. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством. О ней можно сказать много красивых слов. Какие слова вы сможете подобрать? Осень какая?
Я ладошку раскрываю,
Слова ваши принимаю.
Дети. Разноцветная, капризная, золотая, яркая, дождливая…
4. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
Логопед. Художник Левитан тоже любил осень. Он написал картину «Золотая осень». Эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее. Давайте посмотрим на эту картину. (На экране появляется репродукция картины).
Какое настроение от этой картины? (грустное или радостное)
Дети. Радостное, хорошее.
Логопед. Сейчас мы с вами попробуем описать эту картину по плану. Посмотрите на план.
План c использованием символов.
1. Какое время года изображено на картине? (Часы)
2. Что вы видите на переднем плане картины, слева, справа, вдали? (Стрелочки)
3. Какие цвета преобладают в пейзаже? (Палитра)
4. Что вам особенно нравится в полотне Левитана? (Сердце)
Логопед. Какое время года изображено на картине?
Дети. На картине Левитана изображена осень.
Логопед. Что вы видите на переднем плане картины?
Ребенок. На переднем плане картины я вижу речку, желто-зеленую траву, две березки.
Логопед. Что расположено на картине справа?
Ребенок. На картине справа расположена зеленая роща.
Логопед. Что находится на картине слева?
Ребенок. На картине слева находятся желтые березы.
Логопед. Что вы видите на заднем плане картины?
Ребенок. На заднем плане картины я вижу зеленую траву и деревянные домики.
Логопед. Названия каких цветов можно употребить при описании картины?
Дети. Желтый, золотой, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой…
Логопед. Вам нравится эта картина?
Ребенок. Мне нравится эта картина.
5. Динамическая пауза.
(Чтение детьми стихотворения В. Нировича «Листопад»)
Логопед. Ребята, я приглашая вас в осенний парк. Налетел ветер и начался листопад.
Дети: Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (Стоя, махи прямыми руками сверху вниз)
Листья желтые летят, (Махи прямыми руками над головой)
Под ногами шелестят. (Наклон вперед, махи опущенными руками вправо-влево)
Желтый клен, желтый бук, (Руки вверх, наклоны вправо-влево)
Желтый в небе солнца круг, (Круговые движения руками над головой)
Желтый двор, желтый дом, (Руки домиком)
Вся земля желта кругом! (Руки в стороны, поворот вокруг себя)
Желтизна, желтизна, (Ритмичные хлопки)
Значит, осень - не весна.
6. Рассказ по картине.
Логопед. Кто хочет описать картину Левитана «Золотая осень»?
Ребенок. Перед нами картина Левитана «Золотая осень». На ней худож-ник изобразил осень.
На переднем плане течет река, желтеет трава, растут две березки, по-крытые золотой листвой. Справа зеленая березовая роща, слева растут желтые березы. На заднем плане зеленая трава и деревянные домики. Сверху художник нарисовал голубое небо с белыми облаками.
Художник использует желтые, красные, голубые краски.
Картина восхищает красотой родного края.
7. Исполнение песни
Логопед. Ребята, а вы знаете, что получается, если вместе поработают поэт и композитор?
Дети. Если вместе поработают поэт и композитор, то получится песня.
Исполняют песню «Осенний карнавал» музыка и слова Л. Самохваловой.
8. Зрительная гимнастика
Педагог по изодеятельности. Мы с вами долго смотрели, и наши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
Слева – сосны, справа – дуб,
Дятел сверху: «Тук да тук!»
Глазки ты закрой – открой
И скорей беги домой. (Круговые движения глазами).
(Движения глазами влево – вправо).
(Движения глазами вверх – вниз).
(Глаза закрываем и открываем).
(Бегут на места).
9. Рисование
Педагог по изодеятельности. Композиторы пишут музыку, поэты – стихи, а художники-картины. Сегодня мы с вами станем настоящими художниками и напишем картину «Осенний ковер». Рисовать мы будем необычным способом-печатаньем по ткани. Для этого мы возьмем листики клена, дуба, осины нанесем на них краску, а затем будем прикладывать к ткани - печатать. Краску на листики наносим разных оттенков красную, желтую, оранжевую.
Дети. Начинают рисовать.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»)
10. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Педагог по изодеятельности. Пока наши листочки сохнут, давайте отдохнем. Встаньте.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (Загибают пальцы, начиная с большого.)
(Сжимают-разжимают кулачки.)
(Загибают пальцы, начиная с большого.)
(«Шагают» по столу средним и указа-тельным пальцами.)
Педагог. Падающие листья всю землю укрыли. У нас с вами получился ковер из листьев, осенний ковер.
Дети.
Получился на славу
Наш осенний ковер!
Сколько листьев и цвета –
Отразилось все в нем!
Будем, осень, мы долго тебя вспоминать!
Будем ждать, воспевать, рисовать!
Педагог. Действительно, очень красивый ковер.
Заключительная часть
В конце занятия проводится анализ рисунков: дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от прослушанных произведений, стихотворений, картин. Пытаются охарактеризовать свой рисунок, отмечают положительные моменты в процессе работы.