Марьясова Екатерина Вадимовна
Требования к усвоению знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем говорить об особенностях усвоения знаний учащимися с нарушением интеллекта, надо четко представлять, что же такое естественнонаучные знания? В чём их специфика по сравнению с другими знаниями!
Знания – это главный элемент содержания образования, как в общеобразовательной школе, так и в специальной школе. Они концентрируют в себе социальный опыт человека и нужны для правильного понимания многообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современной жизни.
Естественнонаучные знания – это важный фактор воспитания личности и формирования мировоззрения учащихся.
Публикация «Требования к усвоению знаний» размещена в разделах
Предмет естествознания является сложным для учащихся т. к. имеется наличие большой абстракции, искаженный опыт учащихся, большое количество новых терминов, – свидетельствует о том, что усвоить материал в соответствии с требованиями программы трудно для умственно-отсталых учащихся.
В процессе усвоения естественнонаучных знаний встречается ряд трудностей: школьники не могут выделить и дифференцировать существующие признаки, обобщить и систематизировать. Дети неверно запоминают и воспринимают названия природных объектов, самостоятельно их придумывают, неверно произносят названия предметов, их образы.
Для учащихся характерна детализация объектов, при этом они не могут выделить существенные признаки.
У старшеклассников чаще встречаются лаконичные ответы и перечисления сведений, нередко называют предметы или явления, неизучающиеся в школьном курсе, но устанавливать правильные причинно-следственные связи затрудняются.
Дети испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями, не могут использовать их на практике.
Трудности:
– неустойчивость мыслительных операций;
– слабость обобщения;
– инертное мышление;
– вязкость суждений.
Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого ему необходимо четко представлять особенности усвоения географических знаний учащимся специальной школы.
При построении урока, подборе материала, составлении заданий и контроля необходимо ориентироваться на интеллектуальной и психической сферы, уровень успеваемости, основные принципы и положения, общие и специальные педагогики и дидактики.
Трудности детей проявляются в том, что при возрастании требований в усвоении знаний у детей увеличиваются случаи неузнавания предметов, трудности в узнавании природных объектов, если они находятся в других условиях.
Поэтому желательно предлагать учащимся изображения объектов в различных ситуациях.
Для прочности усвоения научно-естественного материала, на уроках требуется варьирование различных методов и приемов обучения, использование приемов, требующих работы всех анализаторов, широкого использования наглядности. В младших классах уделяют внимание знакам и символам живой и неживой природы, знакомят с условиями календарной природы.
Выполнение практических работ, предусмотренных программой, требует специальной подготовки. Учащимся необходимо выполнять определенные действия и описывать результаты своей работы. При постепенном нарастании сложности работы на начальных этапах выполнения практической работы необходимо организовать совместную деятельность под руководством учителя.
Природоведческие задачи, задания должны быть интересны учащимся, опираться на их личный опыт, включать в себя сведения, встречающиеся в поведенческой практике.
Большое значение придается формированию учителя руководствоваться инструкцией.
При правильно организованном обучении эти дети могут выполнять задания по простым и хорошо знакомым инструкциям.
На начальных этапах усвоения определенного учебного материала, школьникам предлагаются развернутые инструкции.
Они применяется при выполнении сложных заданий, требующих усвоения следующих умений.
Особое место отводится самостоятельным работам. Эффективность использования самостоятельности зависит от правильного включения самостоятельной работы в контексте урока, от подготовленности учащихся и учителя.
При организации самостоятельной работы важно учитывать возможности всех групп учащихся.
Важную роль в успешности усвоения естественнонаучных знаний играет применение наглядности, развитию речи, обогащению словаря учащихся, с учетом этой специфики больше времени отводится словарной работе (четко определяем круг понятий, методы и приёмы работы с ними).
Таким образом, знания, основные особенности усвоения естественнонаучных знаний учащимися с нарушением интеллекта, учитель должен построить урок так, чтобы избежать возможных ошибок, пробелов в знаниях, давать достоверный материал, осуществляя коррекционную работу в процессе его изучения.
Литература:
1. Воронкова В. В. “Обучение и воспитание в СКШ VIII вида”.
2. Свиридов В. Г. “КСЕ” – М. : 2005.