Светлана Кузнецова
Консультация «Игры — это не игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры - это не игрушки!
Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Но если мама не будет играть вместе с ребенком с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира.
Публикация «Консультация „Игры — это не игрушки“» размещена в разделах
Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.
Игра активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект. Если тренировать ребенка быть усидчивым, настойчивым, доводить дело до конца с помощью заданий, то можно зачастую добиться только избегания подобных занятий, но стоит только организовать игру - и отношение ребенка к делу сразу изменится.
Игра побуждает познавательный импульс. В процессе саморазвития сюжетно-ролевой игры все настойчивее проявляется потребность ребенка в получении новой информации, которую он узнает от взрослого или добывает сам.
Чем старше ребенок, тем более серьезную нравственную нагрузку несет игра, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину. И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями. Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности.
Наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.
А вот как играть, какую игру назвать "хорошей" - многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.
• Хорошая игра - это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружен полностью. Постепенно он не просто выдумывает и развивает сюжет, но и конструирует предметную среду своей игры, ее атрибуты.
• Создавайте развивающую среду для игры. Это не та среда, где игрушек много, а та, которая позволяет реализовать любые игровые идеи, наталкивает на новые игровые задачи.
• Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, он быстро утратит к ней интерес. Ребенку не только нужно, а просто необходимо помогать на ранних этапах развития игры.
• Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность. На этом этапе задачей взрослого будет только снабжение ребенка информацией для игр, предложение интересных игровых ситуаций, которые ребенок будет продолжать сам.
• Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
• Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.
Играть в «дочки-матери» девочки начинают достаточно рано. Пупсика можно не только катать в коляске или пеленать, но его можно и покормить/напоить, почитать ему стишки или рассказать сказочку, спеть колыбельную. Кроме того, к кукле можно приобрести разные аксессуары от одёжек до подгузников. Играя такой куклой, девочка учится ухаживать за младенцем, «тренируя» инстинкт заботы о беспомощном существе. Во время этих игр девочка уже начинает готовиться к главному периоду в своей жизни – материнству.
В возрасте 4-5 лет многие дети уже знают буквы, поэтому можно переходить к следующему этапу — обучению чтению. Для таких малышей существуют авторские методики обучения чтению, с помощью которых в игровой форме можно научить ребёнка складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. Хорошо зарекомендовали себя в этой теме кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Обе методики подходят для домашнего обучения, но между собой они имеют отличия: на кубиках Зайцева написаны слоги, а на кубиках Чаплыгина – отдельные буквы.
Сейчас, когда ручного труда становится всё меньше и меньше, девочек просто необходимо приобщать к рукоделию. Наборы для рукоделия удобны тем, что в одной коробке сразу есть и инструкция, и все необходимые материалы. В специализированных магазинах можно выбрать набор на любой вкус: плетение браслетов из резинок или бисера, создание аксессуаров для волос, украшений, вышивка крестиков и многое другое. Кроме развития мелкой моторики, занятия рукоделием тренируют усидчивость, аккуратность, развивают способность терпеливо сидеть за кропотливой работой.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок проигрывает знакомые ему ситуации из «взрослой» жизни. Для девочек есть прекрасные игровые наборы на тему бытовых дел: кухни, кухонные принадлежности, стирка и утюжка, уборка. Для мальчиков наборы инструментов. Отличным вариантом будут наборы для сюжетных игр в профессии: набор доктора, парикмахерская, касса и детские весы для игры в магазин.
Настольные игры всегда были популярны у детей. Кроме всем известных лото и домино, сейчас существует огромное количество игр, развивающих разные способности.
Пазлы уже очень давно не теряют своей популярности. Если малыши собирают пазлы из 2-3 элементов, то дети 4-5 лет способны уже собирать картинки из множества деталей. Собирать пазлы — медитативное занятие, оно очень успокаивает. Кроме того, в процессе этого занятия развиваются внимание, образное мышление, моторика рук. Собирание картинки из отдельных деталей задействует практически все мыслительные операции.
Конструктор является универсальной и очень полезной игрушкой. Игры с конструктором способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, инженерного мышления. Такие конструкторы выпускаются сериями, поэтому можно подбирать из по темам и сюжетам: пираты, рыцари и т. д. Из деталей конструктора можно возводить целые города, не ограничиваясь инструкциями производителя. Обычно это занятие не оставляет равнодушными и взрослых, поэтому конструированием занимается вся семья.
Дорогие родители!
Пожалуйста помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Интересных вам совместных игр!