Наталья Брецкая
Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом
Брецкая Наталья Васильевна,
воспитатель МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 106»
Введение
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Публикация «Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Игры с водой в летнее время
- Игры с песком
- Лето
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
С помощью игр и опытов с песком, дети сами приходят к выводу: из чего состоит песок, из какого песка лучше лепить фигурки, дети дают элементарную характеристику свойствам песка.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
«Песчаный конус»
Цель: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
«Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
«Погружение предметов в мокрый и сухой песок»
Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
Игры с водой у бассейна – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Игры с водой – самые любимые детьми. Каждый ребенок любит ловить рыбок, пускать кораблики и наблюдать за предметами, плавающими в воде. Дети учатся сами делать выводы, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет, какого цвета вода, все ли вещества растворяются в воде, есть ли у воды вкус, можно ли окрасить воду. Игры с водой обладают ещё и психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой.
Вот некоторые опыты, проводимые с водой :
«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»
«Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы»
«Круговорот воды в природе»
«Добываем пресную воду из соленой»
Дети очень любят игры с мыльными пузырями :
«Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше»…. Опыты с водой напоминают детям «фокусы», дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Игры с ветром.
Детям нравится определять с помощью вертушек, флажков и султанчиков направление ветра, давать ему характеристику, бегать по направлению и против ветра. Также определяем с детьми, какого цвета воздух, какой он (тяжелый или легкий); надуваем мыльные пузыри и воздушные шары.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
«Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
«Воздух имеет объем»
Цель: доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
«Воздух содержится в различных предметах»
Цель: доказать, что воздух находится не
только вокруг нас, но и в различных предметах.
«Воздух помогает рыбам плавать»
Цель: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умениях делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи. После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не только выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду, ее формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не только на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Оборудование для игры с песком, водой и ветром
Для игры с песком : пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы, а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены, природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).
Для игры с водой : для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев.
Для игры с ветром : для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.
Оборудование для экспериментирования
Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т. д., утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т. д., технические материалы (гайки, шурупы, болты и т. д., разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т. д.).