Ольга Догадина
Игры, влияющие на речевое развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.
Публикация «Игры, влияющие на речевое развитие детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.
В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуду и мебель.
«Угадай игрушку»
Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.
Педагог ставит перед ребёнком 2-3 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать.
«Кто как говорит»
Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.
Педагог поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).
Речевые игры для детей 3-4 лет
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
«А у тебя?»
Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.
Педагог берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:
- У меня мишка. А у тебя?
- Лиса.
- У мишки шубка коричневая. А у лисы?
- Рыжая.
- У мишки хвостик маленький. А у лисы?
- Большой и т. д.
«Что звучит?»
Цель: Ознакомление детей со звуками окружающего мира, обучение их вычленять и узнавать.
Ход: Педагог показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Педагог объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Громко – тихо»
Цель: Обучение детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.
Методические указания: Педагогу необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры : Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.
- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Игры по развитию речи для детей 4-5 лет
В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.
Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.
«Подбери словечко»
Вам понадобится: мяч.
Педагог бросает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
1. Огурец — это… овощ.
2. Банан — это… фрукт.
3. Медведь — это… животное.
4. Ворона — это… птица и т. д.
«Угадай профессию»
Вам понадобится: мяч.
Педагог бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
1. Кто рисует картины? — Художник.
2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
3. Кто строит дом? — Строитель
4. Кто ловит преступников? — Полицейский.
«Подбери картинку»
Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.
Педагог называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.
«Чем можно?»
Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.
Педагог задаёт ребё нку вопрос: «Чем можно есть, резать, рубить, рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой, красками, карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом, ножницами» и т. д.
«Какой? Какая? Какое?»
Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.
Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.
Педагог спрашивает: «Огурец какой?». Ребё нок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».
1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.
«Составь предложение»
Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.
Педагог и ребёнок рассматривают картинку. Педагог задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».
- Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
- Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло, чтобы она не замёрзла.
- Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться, позагорать.
«Рассказ про собачку»
Педагог предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.
«На лежанке спит (кто) собачка. Мы насыпали корма (для кого) для собачки. Косточку тоже дадим (кому) собачке. Мы смотрим (на кого) на собачку. Мы любуемся (кем) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком) о собачке».
Развиваем речь у старших дошкольников (5 -7 лет)
В 5-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.
Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.
Игры для развития словарного запаса :
«Где стоит звук?»
Педагог называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.
«Цепочка слов»
В эту игру играли ещё наши мамы, а может и бабушки.
Педагог называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.
«Кто как говорит?»
Вам понадобится: мяч.
Педагог бросает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и бросая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.
1. Собака лает.
2. Кошка мяукает.
3. Лягушка квакает и т. д.
«Я знаю пять имен»
Вам понадобится: мяч.
Ребёнок, ударяя мячом о пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два и т. д. Называть можно что угодно: имена домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.
«Земля, вода, небо, огонь»
Педагог бросает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и возвращая его педагогу, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.
«Дополни предложение»
Педагог начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.
Варианты могут быть самые разные:
1. Когда на улице идёт дождь, мне…
2. Когда мама приходит с работы, она выглядит…
3. Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
4. Летом ярко светит солнце и…
5. Когда я вырасту, я…
6. Мы с моим другом очень любим…
Звуковые игры :
«Рифмовки»
Чтобы закрепить правильное произношение звука, используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.
Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.
Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.
«Замени звук»
Педагог называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.
1. Чашка — кашка.
2. Гайка — майка.
3. Рейка — лейка и т. д.
Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.
1. Луч — лук.
2. Мел — мех.
3. Клюв — ключ и т. д.
Игры на грамматику :
«Скажи ласково»
Педагог называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.
1. Заяц — зайка, зайчик.
2. Стул — стульчик.
3. Голова — головка, головушка.
4. Рука — ручка, рученька.
«Животные и их детёныши»
Вам понадобится: мяч.
Педагог бросает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.
1. Слон — слонёнок.
2. Медведь — медвежонок.
3. Лиса — лисёнок.
4. Кошка — котёнок.
Игры на развитие связной речи :
«История по картинкам»
Вам понадобится: набор из 4-5 сюжетных картинок.
Педагог раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.
Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.
«Хорошо или плохо»
Педагог предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.
Например, педагог говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребё нок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем педагог говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребё нок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».