Лариса Колотовкина
Игры в период адаптации детей третьего года жизни (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В жизни каждого ребёнка наступает такой момент, когда он пойдёт в детский сад в первый раз. Первые дни пребывания в дошкольном учреждении – один из самых волнующих моментов для каждой семьи, в которой есть маленькие дети.
Публикация «Игры в период адаптации детей третьего года жизни (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
К какой воспитательнице попадёт малыш, как быстро он привыкнет к новой обстановке, как будет контактировать с другими детьми, не будут ли его обижать – эти, и ещё многие вопросы волнуют каждого родителя.
Красивая детская мебель и обилие ярких игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Дети третьего года жизни ещё не могут сами занять себя и не знают, что делать с той или иной игрушкой, не умеют общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Поэтому задача педагога на данном этапе – помочь им как можно быстрее адаптироваться к непривычной для них обстановке. А умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие каждого ребёнка. Малыш пойдёт к педагогу, если поймёт, что взрослый всей душой отдаётся игре с ним. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия.
Уважаемые коллеги, сегодня хочу рассказать вам о нашей работе с детьми в период адаптации. В этом году мы набрали группу малышей двух лет. Очень хотелось, чтобы адаптация прошла как можно легче, не затянулась на долгое время. Но как это правильно сделать? Конечно, же в любой безвыходной ситуации нашим незаменимым и верным помощником является игра, игра с предметами, первое чему нужно научить любого малыша!
Ребёнок никак не может расстаться с мамой, крепко держит её за шею, предлагаю ему пойти со мной, беру на руки и говорю: «Пойдём, посмотрим, тебя там кто-то ждёт и хочет с тобой поиграть!». Ребёнку любопытно, кто же его там поджидает? Можно брать любую игрушку: медвежонка, лошадку, мячик, машину и от имени игрушки разговаривать с ребёнком, например: «Как здорово, что ты пришёл в детский сад! Давай я тебя прокачу, я очень тебя ждала» - говорит ребёнку машина, и вот уже малыш с удовольствием катается на машине, или качается на лошадке, или весело прыгает, как мячик!
Новые игрушки всегда привлекают ребёнка, но его надо научить играть с ними! Ребятам очень нравится играть с пирамидками, вкладышами, матрёшками, прищепками, собирать бусы, делать постройки из кубиков и конструктора. Чтобы игра не была бесполезной, педагогу необходимо находится рядом, играть вместе с ребёнком, а во время игры закреплять цвет, форму, величину предметов, хвалить за каждое удачное действие, каждое маленькое достижение, подбадривать, если не всё получается.
Первое время каждое утро и вечер мы показывали детям сказку, используя различные виды театра, или читали детские книги с яркими картинками. Герои сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Репка» увлекали детей в сказочное путешествие. Сначала дети только смотрели и слушали, далее стали подговаривать слова героев, помогать петь песенку Колобку, дедушке звать помощников тянуть репку. Затем попробовала раздать героев сказки детям, и каждый пытался говорить за своего героя, а затем мы уже драматизировали сказку «Репка» и о чудо, у детей получилось! И всё это за три недели пребывания в детском саду!
А ещё ребята очень любят играть в настольный театр самостоятельно. Строят избушки зайчику и лисе, трём поросятам, а затем манипулируют со сказочными персонажами. Вот злой волк дует на соломенную избушку поросёнка, а здесь зайчик, которого выгнала лиса, плачет под кустиком. Дети сопереживают героям сказки, учатся понимать добро и зло, характер и повадки героев сказок, а иногда, те, кто постарше, придумывают свой сюжет.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, а в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющее действие.
В песочнице дети строят башни, выкладывают при помощи формочек любимых героев и очень счастливы, когда у них это получается и, конечно же, воспитатель всегда их друг и помощник! А в процессе игры закрепляем свойства песка.
Игры с водой начали со знакомства детей с пипеткой. Приобрели большие пипетки, удобные для ребёнка. Научили детей набирать пипеткой воду и переливать её из одного стакана в другой, закрепляя свойства воды, научились окрашивать воду в различные цвета. Затем в гости к детям приползли весёлые гусеницы, которые попросили детей помочь им, так как на солнышке они потеряли цвет, дети капали воду на гусеницу, и она превращалась из белой, в цветную! Сколько это вызвало радости и удивления! А ещё при помощи пипетки и воды мы превращали белые листья в разноцветные осенние!
Игра с водой «Волшебные картинки» вызвала у деток неподдельный интерес и удивление! Говорю детям, что у меня есть волшебные картинки, прошу рассказать, что нарисовано у них на картинке, затем предлагаю опустить её в подложку с водой. Рисунок, который был скрыт, становится видимым в воде. Ну, разве это не волшебство? Спрашиваю детей, что у тебя появилось на картинке, тем самым развивая внимание, память и речь.
Очень понравилось детям делать сок! Сначала дети наливали через воронку в бутылки воду. Признаться, очень беспокоилась, что обольются, но обошлось без потерь. Затем добавляли в бутылку пищевой краситель, закручивали пробку и у нас получался сок, конечно же, пить его нельзя, но восторг от процесса изготовления детям обеспечен, и, конечно, ещё раз закрепили свойства воды.
Кроме игр с предметами детки любят подвижные игры, а ещё мы формируем умение играть в сюжетные игры : «Напоим куклу чаем», «Дочки - матери», «Уложим куклу спать», «Строим дом», «Автобус». Дети в силу своего возраста сами не могут придумать сюжет игры, педагог должен помочь ребёнку примерить интересную роль, использовать образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
Всё чем мы занимаемся с детьми, стараемся снимать на фото или видео и обязательно делимся с родителями, каждый родитель знает, чем занимается его ребёнок, чему новому учится.
Необходимым условием успешной адаптации кроме игры, является согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.