Евгения Павлова
Игры для восприятия музыки посредством танцевальных движений
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА «ВОРОТИКИ»
Цель игры: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие, короткие звуки) посредством движений под музыку.
Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского, Полька
С. Рахманинов
Движения, используемые в игре: энергичный шаг на полной стопе и легкий бег на носочках.
Методика организации игры
• Педагог делит детей на первые-вторые номера.
• Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
Публикация «Игры для восприятия музыки посредством танцевальных движений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
• Под звучание марша все дети идут парами по кругу энергичным шагом на полной стопе (высоко поднимая колени, свободно и энергично взмахивая руками.
• С окончанием звучания музыки (в паузе между музыкальными фрагментами) педагог дает команду, например, «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики».
• Под звучание польки неназванные педагогом номера легким бегом пробегают в «воротики», образованными названными номерами.
• Далее игра повторяется сначала, но «воротики» могут образовывать другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может назвать одни и те же номера несколько раз подряд.
• Педагог может обращаться к представлениям детей о долгих и коротких звуках и их соотношению (одна четверть = двум восьмым).
• Музыкальные фрагменты, записанные для данной игры, должны длиться 20-30 секунд с паузой между ними в 2-3 секунды (для команды воспитателя).
• В качестве предварительной работы перед игрой педагог должен закрепить детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.
• Педагог в качестве одного из условий игры может поставить использование определенных шагов (марш или бег, соответствующих характеру музыки.
• В процессе игры и тем более в ее финале педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки, то есть если дети под марш двигаются вяло, недостаточно высоко поднимая колени или недостаточно энергично взмахивая руками, это означает, что они не воспринимают характер марша с его пошаговой ритмической структурой; если дети бегают, шаркая ногами, суетясь и толкаясь, это значит, что они не воспринимают ритмическую легкость бега.
ИГРА «ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» П. Чайковского.
Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево-вправо в процессе передавания мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Атрибуты: мяч.
Методика организации игры
• Дети стоят, образуя круг.
• Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое – влево.
• Игра продолжается ровно столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
• Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо - громко).
• В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
• Педагогу нужно обратить внимание детей на динамическое разнообразие в музыке и его тесную связь с их движениями, т. е. если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.
ИГРА «ЖМУРКА»
Цель игры: обучить восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на нее посредством движения.
Музыкальный материал: р. н. п. «Из-под дуба» (медленный и быстрый вариант).
Движения, используемые в игре: легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.
Методика организации игры
• Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определенные движения, т. е. под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – передвигаться легким бегом по залу.
• Звучит медленная часть песни: дети опускаются на одно колено, жмурка ходит между ними.
• Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.
• С окончанием музыки жмурка ловит ловит детей.
• Если жмурка догоняет кого-то, то они меняются ролями.
• Игра повторяется несколько раз.
• Педагог перед началом игры обязательно должен рассказать детям о музыкальном темпе и его разнообразии.
• Передвигаясь легким бегом задирая жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.
• Убегая от жмурки, дети должны избегать столкновений.
ИГРА «ЗВЕЗДНАЯ ЭСТАФЕТА»
Цель игры: обучить детей восприятию разнохарактерности музыки посредством соответствующей смены движений.
Музыкальный материал: «Ария» и «Шутка» И. С. Баха.
Движения, используемые в игре: простой шаг с носка и легкий бег на носочках.
Атрибуты: две серебряные и две золотые звезды.
Методика организации игры
• Перед началом игры педагог проводит беседу в форме диалога с детьми о разнохарактерности музыки, опираясь на их переживания, связанные с радостью, грустью, волнением, бодростью и т. д.
• Педагог делит детей на две команды, в каждой из которых направляющий держит серебряную звезду.
• Под музыку «Арии» направляющие движутся простым шагом с носка до определенной черты в противоположном конце зала, где меняют серебряную звезду на золотую.
• Под музыку «Шутки» легким бегом на носочках направляющие возвращаются к своей команде и передают звезду следующему игроку, а сами становятся позади своей команды.
• В игре побеждает команда, которая без ошибок реагировала на смену музыки, точно и выразительно выполняла движения.
• В процессе игры педагог может совершенствовать выразительность движений детей, опираясь на характер музыки того или иного фрагмента.
• Недопустимо, чтобы, передвигаясь легким бегом, дети боролись за первенство за счет качества движений. Это будет считаться нарушением правил игры и поражением команды.
• Подводя итоги игры, педагог особое внимание в своих оценках должен также уделить качеству движений детей в сочетании с характером музыкальных фрагментов.
ИГРА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального произведения и согласовывать свои движения с музыкой каждой части.
Музыкальный материал: поппури на тему р. н. п.
Движения, используемые в игре: притопы одной ногой; хлопки с притопом; пружинки; ковырялочки; подскоки на месте; кружение вокруг себя.
Методика организации игры
• Звучит песня «Ах, вы, сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.
• Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.
• Звучит песня «Во саду ли, в огороде», под которую дети идут по кругу, но уже парами.
• Под частушки дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу, т. е. по указанию педагога внешний круг демонстрирует какое-либо движение, а внутренний – его повторяет.
• Под звучание песни «Ах, вы, сени» два круга движутся простым шагом противоходом (навстречу друг другу, руки на поясе.
• Под звучание песни «Во саду ли, в огороде» дети легкими подскоками разбегаются в разные стороны.
• Звучит песня «Ах, вы, сени», под которую каждый ребенок ищет свою пару, затем пары поднимают сцепленные руки вверх.
• Побеждает пара, которая сделает это первой.
• Педагог в предваряющей игру беседе должен рассказать детям о том, что иногда музыка состоит из двух, трех и более частей, которые различны по настроению, темпу, динамике и т. д.
• В процессе игры педагог может напомнить детям или движения, или сюжетное развитие, например : ищем пару, бегаем легко, кружимся или повторяем движения.
• Когда дети выучат ход игры, можно обойтись без реплик педагога, но при этом он должен постоянно акцентировать внимание детей на качестве их движений относительно характера музыки.