Юлия Федорченко
Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это период, «который наиболее благоприятный для общего психического и физического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека» (Н. Н. Кожухова) [2, с. 27]. В детских подвижных играх мяч занимает первое место, так как стимулирует фантазию и двигательную активность. Мяч – это самая простая, но, в то же время, универсальная игрушка. Когда малыш играет с мячом, то у него задействованы и развиваются все группы мышц, общая и мелкая моторика. Совершенствуются речевые навыки, мышление, координация движений.
Публикация «Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Младшая группа
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мяч содержит в себе гармонию формы, цвета, размера, динамичности и вариативности. Поэтому игры с мячом несут в себе положительный эмоциональный заряд и воздействие на ребенка. Дети раннего возраста очень подвижны, эмоциональны и любознательны. Все эти качества созвучны с природой игры с мячом.
У ребенка раннего возраста закладываются основные навыки двигательной активности, которая сохраняется на протяжении всей его жизни. Поэтому «игры с мячом целесообразно включать в систему общего развития двигательной активности» [1, с. 13]. Вариативность игр позволяет органично развивать все стороны личности малыша – двигательную, сенсорную, речевую, познавательную.
Надо помнить, что игры с мячом для детей раннего возраста бесполезны без участия взрослых. Для данного возраста характерна подражательность, пример взрослого. Самостоятельно малыш не освоит полноценной игры с мячом, повертит его и оставит. Необходимо показывать малышу простейшие действия с мячом, катания, перекатывания, элементарные навыки передачи из рук в руки. Каждое действие должно обязательно сопровождаться доступными комментариями взрослого (родителя, педагога, воспитателя). Особое внимание необходимо уделять работе с родителями, так как в последнее время отмечается спад интереса последних к играм с мячом. В силу тотальной занятости многие родители просто не могут уделять много внимания для совместных игр с ребенком, считаю, что достаточно дать ему в руки мяч со словами: «Пойди, покатай» или «Пойди, поиграй». Не понимая при этом, что ребенок раннего возраста просто не умеет и не знает, как играть с мячом! На самом деле вариаций игр с мячом очень много, можно выходить каждый день на улицу и не повторяться несколько дней.
При развитии мелкой моторики хорошо использовать маленький массажный мячик. Технология изготовления инвентаря исключает возможность отщипления маленьких частиц, которые бы ребенок мог проглотить или вдохнуть. Проговаривайте: «Смотри, я взяла в руки маленький мячик. Какой он красивый (красный, желтый и т. д., круглый». Помимо этого, мячик своими мягкими закругленными шипами массирует пальчики малыша, развивает тактильные ощущения и стимулирует точки на ладошках, улучшает кровообращение.
Мяч – это «эффективное средство для сплочения детского коллектива» (М. В. Антропова) [3, с. 27]. Называя имена детей, воспитатель поочередно катает мяч в разных направлениях. Малыш бежит за мячом, поднимает его и несет обратно. Педагог снова кидает мяч, но уже в сторону другого ребенка.
Также игры с мячом одновременно могут решать сразу несколько задач. Например, игра «Большой – маленький». Цель игры – формировать понятия о величине предмета.
Оборудование: большие и маленькие мячи и мячики.
Правило игры – соотносить предметы по размеру.
Действия: положить большие мячи в большую корзинку, а маленькие мячики – в маленькую. Игру можно варьировать – раскладывать мячи можно и по цвету – красные в одну корзину, синие – в другую.
Игры с мячом, в том виде, в каком мы их знаем, недосягаемы для детей раннего возраста. Поэтому необходимо показывать и отрабатывать каждое движение. Например, воспитатель сажает детей вкруг, дети перекатывают мяч друг другу. Педагог перед этим показывает, как надо держать мяч, как отталкивать, чтобы он докатился до соседа в нужном направлении.
Поймать мяч с лета для детей раннего возраста – сложная задача. Поэтому важно объяснить и показать ребенку, как правильно держать мяч, распределять нагрузку, ориентироваться в пространстве, чтобы задать мячу правильное направление, владеть замахом при метании.
Например, игра «Мяч в туннель». Цель – развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.
Педагог сдвигает 1-2 стульчика. Далее показывает, как прокатить мяч через «туннель» (под стульчиком, отталкивая его сразу двумя руками. Диаметр мячика не должен быть больше половины расстояния между ножками стульчика. Обращаем внимание, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что игры с мячом в раннем возрасте являются эффективной специальной гимнастикой, в которой совершенствуется умение держать, перехватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков.
Список литературы:
1. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. – 2014. № 3. С. 13-16.
2. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Самодурова: Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
3. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. – М. : Педагогика, 2013. – 245 с.