Елена Плеханова
Игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольника. [/b]
Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми дает положительные результаты, являясь эффективным приемом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.
Грамматический строй речи- это умение изменять и образовывать слова, а также правильно согласовывать их в словосочетаниях и предложениях.
Темочки:
- Игры с мячом для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
У детей дошкольного возраста словарь обогащается преимущественно в процессе игры. Игра - и речевая игра в том числе- приемлемая и интересная для любого ребенка. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринужденно и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые умения и речевые навыки, усвоенные ранее, а также учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немало важно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развиваются коммуникативные навыки, чувство партнерства, обогащается их игровой опыт.
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под рукой. Именно по этому, использование игр с мячом, особенно вне занятий (в режимные моменты, на прогулке в теплое время года, несомненно, принесет положительные результаты в работе по обогащению словарного запаса детей, практическому усвоению сложных языковых понятий, формированию навыков словообразования и словоизменения.
Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Возможны варианты игр с мячом:
Перебрасывание мяча друг другу:
Прокатывание мяча, сидя на коврике или по столу;
Бросание мяча об пол и ловя его двумя руками;
Бросание мяча вверх и ловя его двумя руками.
Игр с мячом великое множество, вот некоторые из них.
«Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход: «Мы волшебники немного: был один, а стало много».
Взрослый называет существительное в именительном падеже единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч, например: мяч -(мячи).
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: «В мячик дружно мы играем, слова ласково называем».
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч, например: дом -(домик).
«Лилипуты и великаны»
Цель: учить образовывать существительное с увеличительным суффиксом.
Ход: «Мы волшебники немного, великаном станет слово…»
Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч, например: дом -(домище)
«Скажи наоборот»
Цель: закрепление слов – антонимов.
Ход: «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч, например: длинный -(короткий).
«Из чего сделано»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Ход: «Вот предмет, а из чего люди сделали его?»
Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч, например: дом из кирпича-(кирпичный дом).
«Чья голова? Чей хвост?»
Цель: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Ход: «Чья у зверя голова? Или Чей у зверя хвост? Подскажи скорей слова» Отвечай-ка на вопрос.
Взрослый бросает ребенку мяч и спрашивает: - У волка чья голова?
Ребенок, возвращая мяч, должен сказать: - Волчья.
«Какое что бывает?»
Цель: развитие памяти и внимания, активизация словаря.
Ход: «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает?»
Что бывает круглым?-….(мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)
Что бывает длинным?-….(дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)
Что бывает высоким?-….(гора, дерево, человек, шкаф, столб, дом)
Что бывает зеленым?-….(трава, деревья, кусты, платье, кузнечики)
Что бывает холодным?-….(вода, снег, иней, лед, камень, ночь)
Что бывает гладким?-….(стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)
Что бывает сладким?-….(сахар, конфеты, пирожное, торты, вафли)
Что бывает легким?-….(пух, перо, вата, снежинка)
«Веселый счет»
Цель: согласование имен существительного с числительным.
Ход: «Сколько их - всегда мы знаем, хорошо мы все считаем».
Взрослый называет предмет со словом «один», а ребенок – со словом «пять», например: один жук -(пять жуков). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Кто что делает»
Цель: подбор глаголов к названиям профессий.
Ход: «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди?»
Взрослый говорит название профессии, а ребенок подбирает слово – действие, например: врач-… (лечит, учитель -… (учит). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Животные и их детеныши»
Цель: обогащение словарного запаса названиями детенышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Ход: «Человеческие дети, знают всех зверят на свете…».
Взрослый называет животное, а ребенок подбирает название его детеныша, например: у слона - (слоненок, у лошади. (жеребенок). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Веселый повар»
Цель: образование относительных прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Ход: «Приготовим угощенье, пригласим всех на веселье…»
Повар приготовил угощенье из фруктов, ягод, овощей. Давайте попробуем и угадаем, из чего какое блюдо?
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: сок из вишни - (вишневый сок, варенье из клубники - (клубничное варенье, суп из риса - (рисовый суп). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Жадина»
Цель: закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен существительных
Ход: «Дети жадинами стали, все вокруг своим назвали».
Взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает с опорой на вопросительное слово, например: чей карандаш? -… (мой карандаш)
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: согласование имен существительных с прилагательными.
Ход: «Что у нас какого цвета, мы расскажем вам об этом…»
Взрослый бросает ребенку мяч, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, правильно оформляя окончание слова. Например: синий - … (мяч, красная - … (машина, голубое -(облако).
«Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Прочитать стихотворение:
«Медведь живет в берлоге,
Лиса живет в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка – в дупле,
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его меленький
От страха чуть дрожит».
Попросить детей вспомнить и сказать, «кто, где живет?» Например: медведь - (в берлоге). Игра сопровождается перебрасыванием мяча.
«Составь предложение»
Цель: развить умение согласовывать слова в предложения.
Ход: «Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»
Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом деформированную фразу, например: «девочка, играть, в, мячик» Ребенок, поймав мяч, составляет предложение из этих слов, ударяя мячом об пол на каждое слово, например: «Девочка играем в мячик», и возвращает обратно.
Данные игры помогут весело, интересно и с пользой провести время!