Олеся Поваденко
Игры с бытовыми предметами-орудиями. Игры с прищепками
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с бытовыми предметами-орудиями
В играх с бытовыми предметами-орудиями педагогический замысел реализуется в процессе совместной игры, направленной на развитие самостоятельности детей, воспитания у них элементарной трудовой деятельности. Коррекционно-развивающий эффект таких игр-занятий проявляется в следующем: у детей появляются заинтересованность и желание играть с бытовыми предметамиорудиями, радоваться вместе со взрослым результативности действий;
Публикация «Игры с бытовыми предметами-орудиями, Игры с прищепками» размещена в разделах
У детей проявляется стремление к совместным играм со сверстниками; дети выражают желание совместно или по подражанию взрослому выполнять игровые и реальные действия с бытовыми предметами-орудиями (накрывают крышками кастрюли, раскладывают посуду на подносы, протирают пластиковые салфетки, наполняют кастрюли, тазики и чашки разного размера водой и т. п.); дети понимают, показывают по словесной просьбе и обозначают доступными способами (жестом, лепетным или полным словом) используемые бытовые предметы-орудия и действия с ними; дошкольники выполняют элементарные трудовые действия по самообслуживанию совместно со взрослыми и другими детьми; дети начинают проявлять коммуникативную активность.
Эти игры чрезвычайно полезны для детей с проблемами в интеллектуальном развитии не только в плане возникновения у них первоначальной социально-бытовой ориентировки, но и, что очень важно, для развития наглядно-действенного мышления. Обладая обедненным «житейским» (по Л. С. Выготскому) опытом, дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в стимулировании предметной деятельности. Поэтому стимулирование предметной деятельности детей и обучение их навыкам взаимодействия с предметами ближайшего окружения одна из важнейших задач педагога. Особенно значимы такие игры для развития детей, воспитывающихся в детских домах, так как именно у них наиболее выражен недостаток бытового опыта. Способствуя формированию элементарных «житейских» представлений, игры с предметами-орудиями позволяют детям в дальнейшем дифференцировать их и игры с игрушками.
2 Игры с предметами-орудиями требуют от взрослых особенно тщательной подготовки, так как для их проведения необходимо создание предметно-развивающей среды, отличной от привычной игровой среды дошкольного учреждения.
Для игр с бытовыми предметами-орудиями учитель-дефектолог и воспитатели объединяют детей в небольшие группы по два-три человека, а также проводят их индивидуально. По мере овладения детьми действиями с предметами-орудиями состав групп увеличивается до пяти человек. При этом обязательно учитываются психофизические особенности каждого ребенка. Как уже отмечалось, игры-занятия данного вида проводятся в специально оборудованной комнате (кухне, в специально отведенном для них месте в помещении группы или в кабинете учителя-дефектолога. Для игр с предметами-орудиями используются посуда разного размера (кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п., приспособления для сушки белья (прищепки, веревки, прихватки для кастрюлей различной формы и размера и т. п.
Например, в игре «Подбери крышки к кастрюлям (мискам)» ребенку предлагаются кастрюли (миски) различного размера и крышки к ним. В процессе игры ребенку необходимо соотнести по величине крышки и кастрюли (миски) и подобрать пары. В ходе игровых занятий натуральные предметы соотносятся с игровыми аналогами. Это способствует освоению действий с ними. Игра «Несем полные и пустые кастрюли» В данной игре пустые кастрюли и кастрюли с водой используются для развития барического чувства. В игре дети учатся переносить предметы, разные не только по весу, но и по своему состоянию: чтобы перенести кастрюлю с водой или пустую кастрюлю, от ребенка требуются различные по характеру действия. Игры с различной посудой, например подбор пар (чашка блюдце, чашка ложка, тарелка ложка, позволяют сформировать у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотнести количество как без пересчета, так и на основе пересчета. Для таких игр изготавливаются различные по форме и величине
3 прихватки: квадратные, круглые, овальные и т. п. Они могут быть связаны из ниток, сшиты из ткани, могут быть однотонными (в таком случае сразу же формируются представления о цвете) или разноцветными, позволяющими детям играть с картинками, выполненными в стиле печворка, и т. п. Детям предлагается выбрать прихватки только одной формы или только одного цвета, чтобы переносить кастрюли.
Например, ребенок берет прихватку квадратной формы в левую руку, а прихватку овальной формы в правую руку, а затем ручки кастрюли. Значительное место в коррекционно-развивающей работе мы отводим играм с бельевыми прищепками. В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это привычные вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Haш современный, технически грамотный с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть. Посмотрим на это иначе. Например, обыкновенные бельевые прищепки могут стать игрушками для ребенка. Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могут прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори известный итальянский педагог, автор оригинальной педагогической системы. В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, отличающиеся по величине, материалу, цвету.
Игры с прищепками полезны для развития мелкой моторики рук, чаще всего несформированной у детей с проблемами в психомоторном развитии. Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Обратите внимание малыша на то, что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. Это способствует развитию у ребенка чувства ритма. Прищепки можно также прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя их в различные ритмические рисунки.
Прищепки могут стать игрушками, которые помогают ребенку научиться различать цвета. Они полезны для развития первоначальных математических представлений.
При выполнении игровых упражнений с прищепками решается сразу несколько задач: обучение пространственной ориентировке, развитие мелкой моторики, формирование соответствующих заданию конструктивных умений и навыков, сенсорных представлений (цвет, форма, величина, развитие лексико-грамматического строя речи и т. п.