Надежда Вшивцева
Игры развивающие математические способности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Игры развивающие математические способности детей» выбрана мною не случайно. Ведь всем нам известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
Публикация «Игры развивающие математические способности детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания :
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развивают мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.
В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность.
В нашей группе большое разнообразие видов дидактических игр с математическим содержанием.
Игротека расположена в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. 4-е изд., М: 1994.
2. Финкельштейн Б. Б. «Счётные палочки Х. Кюизенера» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера, для детей 3 – 10 лет, СПб, «Корвет»
Полезной оказалась информация на следующих сайтах:
1. Mail.ru
2. Yandex.ru
3. Dohcolonoc.ru
А также я оставила картотеку «Занимательный математический
материал для работы с детьми в не занятий» :
1) Занимательные вопросы
2) Пословицы, поговорки
3) Логические концовки
4) Физические минутки
5) Считалки
6) стихи-шутки
7) Загадки
8) Задачи
Моей заслугой является то, что подавляющее большинство игр для детей были составлены мною самостоятельно.
Перед тем как начать работать с детьми по данной теме, мною были поставлены следующие задачи:
• познакомить детей с данными играми, развить интерес к играм;
• формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации;
• развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность через логические операции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и создание интереса к поставленной задачи.
В работе с родителями я использовала следующие формы:
• родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами математического развития данного дошкольного возраста;
• консультации индивидуальные и групповые, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи;
• индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;
• папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении;
• памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;
• домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
• открытые показы занятий по математике, как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребенка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Для своих коллег мною были проведены консультации, выступления на педсовете, которые познакомили их с развивающими играми, значением развивающих игр в жизни ребёнка. В апреле был проведён мастер – класс, где было продемонстрировано, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие, а главное математические способности у детей с использованием развивающих игр. В начале и в конце года были проведены открытые занятия.
Проводимая работа дала положительный результат.
• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);
• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.