Ольга Лапушкина
Игры-путешествия как форма развития социокультурной компетенции у воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данного опыта работы
Сегодня обучение иностранным языкам приоритетно как никогда ранее в системе образования не только Европы, но и России. Глобализация современного мира, межличностные, межгрупповые и межэтнические контакты, расширение международного сотрудничества обусловливают необходимость владения иностранными языками, как широкого круга специалистов, так и людей, желающих жить в ногу со временем, что, в свою очередь, порождает новые требования к процессу обучения языкам и делает необходимым поиск эффективных способов, методов и технологий уже в дошкольном возрасте для того, чтобы сделать его более успешным и социально-ориентированным в будущем. Однако обладать только лингвистическими знаниями сегодня явно недостаточно. В процессе изучения иностранного языка дошкольникам необходимо овладеть определенным уровнем страноведческих, культурно-исторических и культуроведческих знаний. Эти два процесса, изучение языка и изучение культуры не должны противопоставляться, а напротив, умело интегрироваться в различных видах деятельности дошкольных учреждений.
Публикация «Игры-путешествия как форма развития социокультурной компетенции у воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
Я работаю воспитателем в группе №4 МБДОУ № 178 «облачко» уже 4,5 года. До последнего момента целью дошкольного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями : социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. Первые шаги в области учёбы ребёнок делает в ДОУ. Необходимо отметить, что в настоящее время образовательный процесс характеризуется:
1. уходом от учебной деятельности в форме занятий;
2. повышением статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
3. включением в процесс эффективных форм работы с детьми современных образовательных технологий:
– здоровьесберегающие и ИКТ - технологии,
– проектную и игровую деятельность,
– проблемно – обучающие ситуации.
Занятия, как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду упразднены, но сам процесс обучения остался. Это побуждает подбирать более эффективные формы организации образовательной деятельности детей, но с учётом требований образовательных программ, уважения личности ребенка, его состояния, настроения, предпочтения и интересов, предоставив ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, выбирать способы действий и партнёров – участников этого совместного дела.
Из курса дошкольной педагогики известно, что основной, и самой естественной деятельностью детей, способной удовлетворить все перечисленные условия, является игра. Дети, обладая индивидуальными особенностями развития, и имея разные базовые знания и умения, по-разному и в разном темпе усваивают все новое. Игра способна уравнять возможности детей. Регулярное участие в тех или иных играх, помогает детям научиться понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии, я обратила внимание, что охотнее всего дети организуются для проведения игры-путешествия. Это и побудило попробовать использовать данный вид игр не только для обобщения и закрепления программных знаний, но и для отработки материала по немецкому языку.
Я расскажу, каким образом игры - путешествия влияют на реализацию образовательных задач при формировании социокультурной компетенции у воспитанников подготовительной группы.
1. Игры-путешествия – помогают создать благоприятный эмоциональный фон, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, усилить приятные впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Во время проведения таких игр стараюсь, чтобы дети получили информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных и вымышленных персонажах. В результате проводимой работы дети моей группы научились называть по-немецки времена года, части суток, некоторых животных (домашних и диких, научились считать в пределах 10, называть цвета и т. д.
2. Игры-путешествия помогают в развитии таких процессов как память, внимание, мышление, наблюдательность, а так же упражнении осмысления игровых задач, облегчении процесса преодоления трудностей и достижения успеха.
3. Игры-путешествия способствуют систематизации знаний, коммуникации детей и педагогов, передаче информации не только о языке, но и об особенностях быта немцев, архитектуре городов, привычках и манерах поведения. Проводя игры – путешествие в группе стараюсь, чтобы они были не просто забавами, а симбиозом различного рода игр в посещение, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Н. р. организация «посещения детского сада в Германии». Через данную игру дети получили возможность осознать, что в Германии живут такие же дети, занимаются такими же детскими делами, познакомились с новыми местами, традициями. В каждом конкретном случае стараюсь продумать сюжет игры таким образом, что дети ощущали себя в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения слушали пояснения, «фотографировали», рассуждали. В процессе игровой деятельности мы «переносились» в немецкий зоопарк, детский сад, «Магазин Игрушек». Используемое оборудование при организации таких занятий так называемое - «специальное», которое ассоциируются у детей с занятиями немецким языком. Сопутствующим моментом в данной деятельности являются короткие стишки, песенки, рифмовки и многое другое.
4. Игра-путешествие даё т возможность объединить разные виды деятельности: игровую, поисковую, познавательную, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т. д. После проведения таких игр мы стараемся вспомнить, проговорить, нарисовать особенно запомнившиеся моменты.
Игра-путешествие захватывающее для детей действо, особенно если удаётся специальными приемами поддерживать воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает. При этом лучше, если это исходит от игрового персонажа. От лица персонажа игры можно предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. Принимая определенную роль и действуя в ней, дети спокойно воспринимают замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у них появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата. Так любимым персонажем, приходящим к нам в гости и играющим с детьми является Незнайка. Дети с удовольствием помогают ему понять задание, поправляют его, если он допускает ошибки.
Важным моментом таких игр является обучение детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
2. ФГОС дошкольного образования от 17. 10.2013г № 1155.
3. ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 1
4. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Новые ценности образования. – 2007. – №3.
Игра «Угадай животных по звукам»
(Ребята воспроизводят звуки животных (Мяу).) Ведущий должен отгадать название животного по этому звуку и назвать его на немецком языке
Игра «Большие следы»
(На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам, называя цифру, на которую наступают.
Игра «Тук-Тук»
(Дети выходят за дверь, первый стучится в дверь-воспитатель открывает, при этом ребёнок здоровается по - немецки, следующий ребёнок при входе здоровается с тем, кто вошёл до него так происходит до последнего ребёнка
«Разноцветный хвост петушка»
Как и для предыдущей игры нужны силуэт петушка и отдельно пёрышки разного цвета из картона и цветной бумаги. Дети, называя цвета, становятся водящими.
«Да или нет»
Дети образуют круг или полукруг, в центре водящий. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому- либо из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит “Ja” (если данное слово обозначает то, что едят) или “Nein” (в другом случае).
«Игра-счёт»
Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит: «Еins». Ребёнок ловит мяч и, бросая его другому, говорит: ”Zwei. ” и т. д. Допустивший ошибку, «платит фант». Вместо числительных можно использовать названия времён года, месяцев, дней недели.
«Цветик-семицветик»
Игра направлена на развитие умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске). Дети друг за другом называют цвета лепестков. Если ребёнок ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.
«Построй домик»
Мы поможем построить красивые яркие домики для Винни-Пуха и Карлсона. Дети по очереди укладывают “кирпичики” (кубики) при этом, называя их цвета. Если кто - то из детей допустил ошибку, он лишается права положить свой “кирпичик”.