Ольга Першина
Игры, направленные на воспитание нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка и предполагает установление преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учётом их возрастных особенностей.
Дошкольный возраст самый благоприятный для нравственного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей и те качества, которые ребёнок будет считать важными в жизни. Ведь нравственность – это не природное, а приобретённое, воспитанное качество личности.
Публикация «Игры, направленные на воспитание нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками расширяются и усложняются. Дети начинают активно взаимодействовать друг с другом, и в этих взаимоотношениях особое место занимает игра. Правильно подобранные игры способствуют формированию у детей заботливого, внимательного и уважительного отношения к людям.
Здесь подобраны игры, которые помогают закреплять у ребёнка понятия о том, что каждый человек хорош, доброе отношение к каждому приятно, а также игры, которые используются для закрепления положительных качеств характера.
«Передай хорошее настроение»
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Ход игры : играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое – либо настроение (грустное, весёлое, тоскливое и т. д.). Дети передают настроение ведущего по кругу и обсуждают что он загадал. Ведущим становится тот, кто отгадал настроение.
«Волшебные очки»
Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры : воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно увидеть хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки, посмотреть внимательно на товарищей и постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего, и рассказать об этом.
«Забота»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры : дети встают в круг, педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя. Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться об этом животном. Ребёнок в центре круга «дарит» свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше всего. Затем игра продолжается.
«Палочка - выручалочка»
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Ход игры : дети встают в круг и по очереди вспоминают какую – либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например : плохое настроение, болел зуб, кто – то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках палочка – выручалочка. Когда первый ребёнок расскажет о своей проблеме, воспитатель говорит : «Палочка – выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!» Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку – выручалочку. Этот ребёнок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.
Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой – выручалочкой к ребёнку и рассказывает, как можно выручить друга из беды.
«Назови ласково»
Цель: упражнять детей в умении подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно - ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбное, ласковое, нежное обращение друг к другу.
Ход игры : дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея нежности. Этот ребёнок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребёнок, тот на ком останавливается палочка, говорит нежные слова соседям справа и слева. Затем этот ребёнок становится водящим, игра продолжается.
«Научим послушанию»
Цель: формировать у детей умение находить выход из создавшейся ситуации, воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.
Ход игры : детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых герои ослушались наказов старших: «Гуси - лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Буратино», «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» и «Жихарка».
Задание – рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать беды.
«Чудо - дерево»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения в семье между взрослыми и детьми.
Ход игры. Каждый ребёнок по очереди подходит к корзинке с листьями, рассказывает, как можно порадовать членов своей семьи, берёт лист и крепит к стволу дерева.
«Только хорошее»
Цель: помочь детям в формировании представлений о добре, развитии творческого мышления, воображения.
Ход игры. Педагог с мячом в руках встаёт перед детьми, каждому из них бросает по очереди мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое – либо хорошее качество (правдивость, доброта, честность и т. д.). В этом случае они делают шаг в сторону воспитателя. Если дети случайно «поймают плохое качество» (жадность, злость, обман и т. д., они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до воспитателя.
«Цветок красивых слов»
Цель: формирование таких нравственных качеств, как сотрудничество, доверие, взаимопомощь.
Ход игры. На мольберт воспитатель прикрепляет серединку цветка и называет своё «волшебное» слово. В руках у детей лепестки цветка. Ребёнок должен подойти к мольберту и вставить свой лепесток, произнося «волшебное» слово.
Проводя с детьми такие игры, мы поднимаем уровень их нравственного развития, помогаем адаптироваться в современном мире, соблюдая все правила общественного поведения и морали.