Получи документы

Игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников

Татьяна Созыкина
Игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников

Игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников

Восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов, расположение знака на листе, строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают даже у учащихся первых классов определённые трудности, что, обусловлено недостаточно сформированными представлениями и понятиями о пространстве. Несформированные пространственные представления ребёнка являются причиной такой распространенной ошибки, как «перевертывание» детьми изображения букв и цифр, неверное написание графически сходных букв и цифр. Обучение детей и в средней школе по некоторым предметам вызывает трудности, так как для их усвоения требуется высокий уровень развития пространственных представлений.

Публикация «Игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Игры

Освоение «схемы тела»

«Над—под». Ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и выполняют одни и те же действия, называя их: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т. д.

«Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка, что «ниже всего» (ноги, стопы, «выше, чем.», «ниже, чем.», «выше, чем., но ниже, чем.». Затем ребенок повторяет все эти действия без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

«Право — лево». Взрослый говорит, например : «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д.».

«Путаница». Взрослый намеренно показывает не те места на теле, которые называет. Затем взрослый называет не те места на теле, которые показывает. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей затруднения. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот» : «Право — где у меня лево, а лево — где право».

«Правильное зеркало». И. п. — взрослый и ребенок стоят или сидят друг напротив друга. Один делает движение, а второй его копирует. Например, взрослый левой рукой почесал правый глаз, ребенок правой рукой почесал левый глаз и т. д.

«Неправильное зеркало». И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки, а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)».

«Запрещенные движения». Ребенок повторяет за взрослым все движения, кроме одного запретного.

«Пространственный рисунок». Взрослый и ребенок уточняют, где у листа верх, низ, право, лево, где правый верхний угол, где правый нижний угол, где левые верхний и нижний углы (то же в комнате).

Затем ребенок под диктовку взрослого рисует картинку: «В середине листа рисуем волны, справа на волнах кораблик, в левом верхнем углу рисуем солнышко, в правом верхнем углу рисуем птичек ит. д.».

«Графический диктант». В результате графической деятельности должны получиться конкретные изображения (например, «машина», «цапля», «собака», «кактус» и т. п.).

«Конструирование и копирование узора из счетных палочек». Взрослый предлагает ребенку сначала скопировать готовый узор из счетных палочек, а затем самому составить какой-нибудь узор.

«Копирование фигур». Ребенок копирует какой-либо орнамент, сложную геометрическую фигуру или картинку.

«Мячик и кубик». Взрослый просит ребенка перемещать мячик и кубик так, чтобы кубик оказался за мячиком, мячик слева от кубика, кубик перед мячиком, мячик на кубике и т. д.

Освоение внешнего пространства

«Царство зверей и птиц». Поговорите с ребенком о том, кто живет наверху (птички, бабочки, облачка, солнышко, кто живет внизу, под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, скорпионы, мышки и т. д., кто живет посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи, соба-ки и т. д.). Пускай ребенок покажет какое-нибудь животное каждого из этих трех царств, расскажет о нем, покажет, где это — внизу, наверху, посередине.

«Кто где стоит, что где лежит?» Взрослый в любой момент времени может спросить ребенка, где кто находится относительно ребенка (справа, слева, впереди или сзади). Те же вопросы можно задавать и о предметах : где мячик (например, справа от меня, стол (слева от меня, окно (впереди меня, диван (сзади) и т. д.

«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, повернуть направо, еще раз направо, повернуть налево, вниз (присесть)». Затем ребенок играет в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет быстро и правильно выполнять все команды, усложните задание: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед начиная с левой ноги, три шага назад с правой ноги.».

«Полоса препятствий». По комнате разбрасываются вещи (игрушки, расставляются стулья и т. д. Ребенок закрывает глаза, а взрослый руководит его действиями, говоря ему, куда идти. Задача — добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев пре-пятствия. Даются четкие инструкции. Например : «Сделай два шага влево, стоп, теперь один шаг вправо, стоп, возьми еще правее (повернись еще больше направо) и т. д.».

«Поверни направо. Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он не сообразил, какую команду дать следующей, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

«Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?. а слева (справа, сзади и т. д.? Затем ему предлагают составить план своей комнаты (схематично).

«Капризный фотограф». Взрослый становится фотографом, который хочет сделать снимок зверей. Его помощнику — ребенку нужно разместить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем фотографом становится ребенок: он говорит, как посадить зверей, и контролирует правильность выполнения задания.

Публикации по теме:

«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников Работа с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме,.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры, направленные на формирование пространственных представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 16:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД