Полина Жигульская
Игры на развитие познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
В презентации представлены по 3 игры на каждый психический познавательный процесс. Каждую игру можно упростить или усложнить для необходимого возраста ребенка.
1) Чем похожи и чем отличаются
Ход игры : показываю детям две картинки и прошу их найти черты сходства и различия между предметами.
2) Отгадай, что я хочу сказать
Публикация «Игры на развитие познавательных процессов» размещена в разделах
Ход игры : предлагаю ребенку 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-, а ребенок должен придумать слова, начинающиеся на эти слоги.
3) Сели мы на саночки
Ход игры : раскладываю перед детьми 4 картинки (осень, зима, лето, весна) и поочередно показываю изображения предметов, которые нужно распределить по группам времен года. Ребёнок называет, в какое время года используется данный предмет.
Развитие речи :
1) Дай действия словам
Ход игры : я говорю ребенку существительное, а ребёнок подбирает глаголы, которые подходят к этому слову, то есть те действия, которые могут происходить с ним или которые оно может выполнять.
2) Что из чего сделано
Ход игры : называю ребёнку словосочетание, в котором материал предмета в виде существительного. Ребенок образует из существительного прилагательное.
Стакан из стекла –, Нож из железа – …, Чашка из фарфора –, Ваза из хрусталя –, Ложка из дерева -, Сковорода из чугуна -, Рукавички из шерсти – …
3) Зоопарк
Ход игры : раздаю детям поочередно картинки с животными. Ребёнок описывает своего зверя, не называя его, по плану:
1. Внешний вид
2. Чем питается
Другие дети отгадывают животного.
Развитие внимания :
1) Земля, вода, огонь, воздух
дети садятся в круг. Я договариваюсь с ними, что если они услышат соответствующее слово то выполняют некоторое движение.
«земля» - дети опускают руки вниз
«вода» - вытянуть руки вперед.
«воздух» - поднять руки вверх
«огонь» - произвести вращение руками.
Если дети слышат другие слова, то замирают.
2) Запомни друга
Ход игры : я предлагаю ребенку прослушать пять пар связанных друг с другом по смыслу слов два раза. Затем называю по одному слову из каждой пары. Ребенок должен вспомнить второе слово.
3) Отзовись, не зевай
Ход игры : Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Я раздаю детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Я объясняю детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны показать мне свои картинки, чтобы убедиться в том, что они одинаковые.
Развитие памяти :
1) Запоминаем вместе
Ход игры : Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
2) Что ты видел?
Ход игры : Ребенку демонстрируется картинка с изображением отдельных предметов, или сюжетов. Ребенок после должен рассказать, что он запомнил.
3) Пирамида
Ход игры : Взрослый сначала называет ребенку одно слово - ребенок тут же его повторяет. Затем взрослый говорит следующее слово, ребенок должен запомнить и повторить уже два слова и так далее.
Развитие восприятия :
1) Составь картинку
Ход игры : я даю ребенку по две простых картинки с изображением куклы, зайца, машины. Одна картинка целая, другая разрезана на несколько частей. Задача ребенка – собрать по образцу части в полноценную картинку.
2) Круг, треугольник, квадрат
Ход игры : раздаю детям карточки с геометрическими фигурами и прошу их выполнить различные задания (см. презентацию)
3) Расскажи о животных
Ход игры : в течение 5 секунд показываю детям картинки с животными, а затем прошу назвать их, что изображено. Далее их задача – рассказать об особенностях и различиях этих животных.
Развитие воображения :
1) Закорючки
Ход игры : дети рисуют друг для друга произвольные закорючки, а потом меняются листочками. Задача детей – превратить закорючку в осмысленный рисунок.
2) Камешки на берегу
Ход игры : я говорю такие слова: «по этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предлагаю детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.
3) Шкатулка со сказками
Ход игры : я говорю детям, что мы все вместе сейчас будем сочинять сказку. А поможет нам волшебный мешочек. Я достаю из шкатулки один из кружков, н-р, зеленый и прошу детей назвать предметы этого цвета. Затем я говорю:
«мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
Далее ребенок достает кружок и продолжает мои предложения, добавляя предмет соответствующего цвета. И так далее.