Тырс Светлана
Игры на развитие пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие пространственных представлений
1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”:
• Игра “Обезьянки”. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за взрослым, показать и назвать части лица, головы.
• Игра “Путаница”. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.
2. Ориентирование в окружающем пространстве
Публикация «Игры на развитие пространственных представлений» размещена в разделах
1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от себя”:
• В игре “Что где находится?” ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
• Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство спространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.
• Игра “Колокольчик”. Дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
• Игра “Навигатор”. Взрослый предлагает ребенку представить, что он навигатор, который показывает путь и диктует маршрут по которому ребенок должен пройти (два шага вперед, затем повернуться налево и сделать три шага вперед)
• Игра “Магазин”. Ребенок получает “покупку”, точно назвав местоположение предмета.
2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета “от другого” и “от объекта”
• Игра “Что изменилось?” Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева, сможет оказаться внизу (справа, и наоборот.
• Игра “Где я сяду”. Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Новоселье» В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.
3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)
• Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.
Игра «Геометрический диктант» Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту; вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.