Фавзана Аюпова
«Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи
▼ Скачать + Заказать документы
При подготовке детей к школе важное место отводится речевой готовности и умению читать. Программа Л. А. Венгера "Развитие" (новый вариант, соответствующий ФГТ "Развитие +", по которой работает наше ДОУ, большое внимание уделяет предшкольному обучению грамоте и овладению первоначальному чтению. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ, т. е. назвать звуки в слове по порядку и уметь их характеризовать. Предложенные мной игры, пособия и игровые упражнения помогут детям различать звуки речи.
Публикация «„Волшебный мир звуков“, Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2013
Сказка о гласных звуках
В одной волшебной стране жили – были звуки. Они очень дружили и любили распевать свои песенки. У каждого звука была своя песенка. Звук «А» - пел свою песенку так: А-А-А-А. (Широко открытый рот мы будем обозначать квадратиком). Звук «О» пел свою песню: «О-О-О»! Какой формы у нас губы? Губы мы округлили, большим кругом мы будем обозначать звук «О». Как пел свою песенку звук «У»? Мы губы вытянули в трубочку, звук «У» будем отмечать маленьким кругом. Как поют свои песни звуки «Э», «Ы» и «И»? Посмотрите друг на друга, какой формы у вас губы и скажите, какими значками мы можем обозначать эти звуки? Звук «Э» - овал, звук «Ы» - прямоугольник, а звук «И» - половинкой овала (На обратной стороне символов бархатная бумага и магнитная лента - их можно прикреплять как к фланелеграфу, так и магнитной эмалевой доске).
Проговаривая и попевая звуки, определяем, что при произнесении этих звуков воздух через рот идёт без препятствий и преград. (Нам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык).
Варианты игровых упражнений с символами звуков
Педагог (или ребёнок) поет звуки, а дети показывают соответствующие символы
Педагог (или ребёнок) показывает символ, а ребёнок поёт «песенку» звука
Упражнение «Выключенный звук». Дети разбиваются в пары, показывают друг другу артикуляцию гласного звука, а другой отгадывает, какому звуку выключили голос.
Гуляли звуки по белому свету, гуляли, и захотелось им отдохнуть. А недалеко от того места, где гуляли звуки стоял красивый замок. У этого замка была хозяйка, звали её
принцесса Гласа
. Скучно было ей одной. Она решила пригласить их в гости. За их голосистые песни она назвала их
гласные звуки
и подарила им красные рубашки. С тех пор звуки носят красные рубашки и называются
гласными
звуками
.
Варианты игровых упражнений с символами звуков
Звуки разбрелись по лесу. Принцесса Гласа их зовёт: «УУУУУУ», «ИИИИ» (дети называют их и звуки появляются).
Звуки подружились, нашли себе дружочка и стали петь дуэтом (показ символов звуков парами, а дети поют): УИ, АЫ, ЭИ, ОА и т. д.
Принцесса обладала поэтическим даром. Она сочинила стихотворение о своих гостях, гласных звуках:
«Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребёнка баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)
Заучиваем это стихотворение и с удовольствием рассказываем.
Игра «Соберём урожай»
Цель:
интонировать в словах первые звуки и определять на слух, какой он, твёрдый или мягкий согласный, называя их «большой братец» и «маленький братец»
Ход игры:
- В саду созрел урожай плодов. Необходимо их собрать в 2 корзины: в большую слова - названия плодов «большого братца», а в маленькую - слова «маленького братца». Выделите в словах – названиях плодов первые звуки и можно начинать сбор урожая.
Дети проговаривая слова, интонируют первый звук слова и определяют, какой он "братец" и кладут плод в корзины: в большую с "большим братцем" (груша, слива, морковь, лук) и в маленькую корзину с "маленьким братцем" (редис, вишня, персик, репа).
Настенное панно – пособие «Какие бывают звуки речи?»
можно использовать на закрепление классификации звуков.
Здесь хорошо видно их разделение и общепринятые цветовые обозначения. Пособие можно применить и на занятии по «Развитию элементов логического мышления» (такой раздел есть в программе Л. А. Венгера «Развитие».) Ориентируясь в цветовом обозначении звуков, можно составить круги Эйлера. Большой круг – серые фишки – все звуки, маленькие круги – гласные и согласные, внутри круга согласных звуков круги ещё меньше (зелёные и синие фишки, обозначающие твёрдые - мягкие согласные и звонкие - глухие согласные с колокольчиком и с вычеркнутым колокольчиком).
Ещё одно красочное
панно "Домик Гномика"
привлекает детей своей яркостью и разнообразием форм замков
Его использую в играх "Назови правильно маму (детёныша)" - где дети упражняются в правильном назывании животных и их детёнышей; также в изолированном произношении звуков в звукоподражательных упражнениях.
«Найди свой домик»
Цель:
дифференцировать первые звуки в словах по качественной характеристике: гласные, согласные мягкие и твёрдые и находить им соответствующие домики определённого цветового обозначения (в красный – с гласным звуком – утка, индюк, уж, аист; в синий домик – волк, барсук, крокодил, лось; в зелёный домик – белка, зебра, медведь, лиса).
Дети выбирают животного, называют первый звук, определяют, какой он - гласный, согласный твёрдый или мягкий, по цветовому обозначению находят ему домик (с гласным звуком - в красный, с твёрдым согласным - в синий, с мягким - в зелёный домик, и объясняют свой выбор)
Ещё одно
панно – пособие «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
наглядно помогают детям ориентироваться в парных и одиноких согласных звуках. Предметные обозначения парных звуков твёрдости (кирпичи) мягкости (подушка).
Мы их попарно произносим: например, Б –БЬ, В-ВЬ, С-СЬ, К –КЬ. А звуки - одиночки живут: в облачке (всегда мягкие –Ч, Й,Щ, под молоточком (только твёрдые Ж,Ш,Ц – у них нет мягкой пары)