Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Развивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
10 февраля 2017 года день памяти А. С. Пушкина. В этот день 180 лет назад великий русский поэт скончался от ранения, полученного на дуэли.
Фамилия Пушкин знакома и взрослым, и детям. Уже в дошкольном детстве мы знакомим воспитанников с его творчеством. В учебную программу дошкольного образования включены некоторые произведения великого поэта.
Публикация «Развивающие игры и задания по теме „Творчество А, С, Пушкина“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Например: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», стихи «Зимнее утро», «Зимняя дорога», отрывки «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы», «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин», «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») и другие.
Цель развивающих игр – закрепить знания о творчестве поэта, развитие психических процессов, мелкой моторики рук. Игры и задания предлагаются детям на индивидуальных карточках.
«Продолжи название сказки».
Педагог начинает, а ребята должны вспомнить и продолжить название сказок А. С. Пушкина».
• Сказка о царе…
• Сказка о попе…
• Сказка о рыбаке и…
• Сказка о Золотом…
• Сказка о мертвой…
За правильный ответ – фишка.
«Времена года».
Детям предлагается индивидуальная карточка «Времена года».
Педагог читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (можно любое о природе) и предлагает детям выбрать на карточке соответствующее изображение и раскрасить его, вспомнить строки из произведения.
«Времена года. Первоцветы».
Педагог предлагает на индивидуальной карточке «Времена года» (фото № 1) найти картинку, изображающую весну. Вспомнить стихотворение поэта о весне. На индивидуальной карточке
ребятам предлагается рассмотреть цветы, обвести и раскрасить первый весенний цветок.
«Времена года. Птицы».
Педагог предлагает детям вспомнить стихотворение А. С. Пушкина о зиме, на индивидуальной карточке рассмотреть и назвать птиц, остающихся зимовать.
Раскрасить зимующих птиц.
«Назови героев сказок А. С. Пушкина».
Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Педагог – в центре. Он бромает мяч ребенку и называет сказку, ребенок должен назвать героя и бросить мяч обратно.
«Осенний лес».
Педагог предлагает детям вспомнить отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» и на индивидуальной карточке нарисовать осенний лес, под каждым деревом (дуб, берёза, ель) нарисовать веточку или листок и раскрасить их.
«Выбери предмет».
На индивидуальной карточке нарисованы предметы.
Педагог предлагает из них выбрать тот, в который посадили царицу с сыном. Затем раскрасить выбранный предмет цветными карандашами.
«Выбери животное».
На индивидуальной карточке нарисованы животные.
Педагог предлагает ребятам вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» и сказку «Красная шапочка» Ш. Перро. Детям необходимо ответить на вопросы: «Какой персонаж есть и в стихотворении и в сказке?», «Как вы его охарактеризуете? Какой он, этот персонаж?». Затем раскрасить его.
«Чудо-дерево».
Играют две команды. Для игры используется макет дерева с листочками. На листочках вопросы. Игроки команд по очереди отрывают листочки, педагог зачитывает вопрос. Идет обсуждение, отвечает назначенный игрок. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее число фишек.
• Из какой сказки отрывок? (такого типа вопросов может быть несколько. Отрывок выбирается по усмотрению педагога).
• Как начинается А. С. Пушкиным «Сказка о царе Салтане»?
• Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
• Что кричал Золотой петушок, когда приближался враг?
• С какими словами обращалась царица к говорящему зеркальцу?
• С какими словами обращался старик к Золотой рыбке?
• Какая сказка А. С. Пушкина начинается этими словами? (отрывок по усмотрению педагога)
«Найди птицу».
На карточке нарисованы птицы.
Ребятам предлагается найти птицу, которую спас князь Гвидон от злого коршуна. Затем раскрасить все картинку.
«Превращения князя Гвидона».
На карточке нарисованы насекомые.
Ребятам предлагается вспомнить, в кого превращался князь Гвидон, чтобы посмотреть, как живет царь Салтан – в первый раз, во второй раз, в третий раз. В пустое окошко под каждым насекомым необходимо поставить соответствующий номер.
«Найди подходящие картинки».
На карточке пять картинок, в числе которых корыто, бочка и золотая рыбка.
Педагог предлагает ребятам рассмотреть картинки, раскрасить их, обвести красным карандашом те, которые относятся к «Сказке о рыбаке и рыбке».
«Третий лишний».
На карточке ряды предметных картинок к сказкам А. С. Пушкина. Среди них в каждом ряду надо найти лишнюю, из другой сказки, и зачеркнуть. Игру можно проводить словесно. В данном случае называется группа слов.
Предметы (названия) по усмотрению педагога. Например:
• Бочка, лебедь, ласточка.
• Карыто, рыбка, тыква.
• Зеркало, яблоко, волшебная палочка.
«Волшебный предмет».
На карточке нарисованы предметы.
Педагог предьагаеь детям вспомнить «Сказку о Мертвой царевне и о семи богатырях». На карточке необходимо найти волшебный предмет, с которым очень любила разговаривать царица. Ответить на вопрос: «Почему этот предмет волшебный? С каким современным предметов можно его сравнить и почему?».
«В поисках пропавшей царевны».
На карточке картинки природных объектов: солнца, месяца, ветра.
Детям предлагается рассмотреть картинки и раскрасить их. Затем педагог предлагает детям вспомнить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», ответить на вопрос: «В какой последовательности царевич Елисей обращался к месяцу, ветру и солнцу, когда искал свою невесту?». После, ребятам предлагается под картинками расставить цифры по порядку.
«Раскрась героя в соответствии с номерами красок».
Ребятам предлагается вспомнить сказку А. С. Пушкина, герой которой изображен на картинке (петух,
затем раскрасить его в соответствии с номерами красок: 1-красный, 2-зеленый, 3-желтый, 4-оранжевый, 5-коричневый, 6-белый.
«Продолжи цепочку».
Педагог договаривается с игроками о том, про какую сказку А. С. Пушкина они будут говорить. Затем ппедагог начинает цепочку слов к выбранной сказке, а дети продолжают. За правильный ответ – фишка ( например: царь – Дадон – мудрец – петушок).
«Выбери помощников Балды».
На карточке нарисованы животные.
Задание для ребят – рассмотреть картинки, раскрасить их, обвести красным карандашом тех животных, которые помогали Балде перехитрить чертей.
«Узнай сказку по обложке».
Перед детьми «книжное дерево», на котором висит портрет А. С. Пушкина и книги с его сказками. Педагог выбирает книгу, а дети должны по обложке узнать название сказки и обосновать свой ответ. За правильный ответ – фишка.