Ольга Нескребина
Игры и упражнения в развитии логического мышления у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления дошкольников с ОНР средствами
дидактических игр и упражнений".[/b]
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок будет в игре, таким,
во многом, он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего в игре…»
(А. С. Макаренко)
Цель: Способствовать развитию познавательной активности и логических спо-собностей детей;
Формировать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
• Создавать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;
• Развивать и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, син-тез, обобщение, сравнение и классификации.
• Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение;
• Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, вовремя прийти сверстникам на помощь.
В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного произношения, грамматически правильной речи, словарного запаса, но и развитие словесно-логического мышления.
Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно принимать решения зависит успеш-ность его учебы, карьеры социальное положение. Нет ни одного вида деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы логическое мышление.
У большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
Поэтому одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребенка. Для реализации этой задачи я включаю дидактические игры и задания на развитие словесно-логического мышления не только в содержание фронтальных и индивидуальных лого-педических занятий, но и рекомендую их использовать на занятиях, которые проводит воспитатель, а также в различных режимных моментах (например, при наблюдении за явлениями природы, во время прогулок, при чтении детской художественной литера-туры, в свободное время, в ходе бесед с детьми.
Словесно-логическое мышление один из видов мышления, который связан с речью. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений.
На логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения, можно взять предметные картинки на изучаемый звук. Игра “4-лишний”, “Назови одним словом”. Учу детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Целесообразно использовать загадки, отгадывание которых будет способствовать развитию мыслительных операций. Однако при подборе загадок я учитываю, что некоторые из них, хорошо всем известные, (например, “Зимой и летом одним цветом”) не побуждают ребенка думать, а лишь заставляют давать ответ автоматически.
На логопедических занятиях можно использовать не только общеизвестные или авторские загадки, но и загадки, составленные логопедом или даже детьми :
Маленький, беленький, в лесу живет. (Заяц)
Круглый, оранжевый, ароматный, состоит из долек. (Апельсин)
С ним – тепло, Без него – холодно. (солнце)
Говоришь тихо-слышно громко. (микрофон)
Как только постучат к нам дверь,Она бежит и лает.
Ну, угадайте же теперь Кто это такая? (собака)
Нам расскажет обо всём Утром, вечером и днём. (телевизор)
На одной ножке четыре рожка. Тыкает, хватает, кушать помогает. (вилка)
На занятиях по развитию связной речи большое место отводится работе по серии сюжетных картин. Детям предлагаю ряд картинок, предлагаю расставить по порядку, тут же включаю вопросы, способствующие развитию словесно-логического мышления.
Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Что будет если из башни вынуть нижний кубик?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Такую работу необходимо проводить в процессе всех режимных моментов. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефиль-мов, рассказов, сказок. Сначала задаём наводящий вопрос, даём толчок мысли, затем опрашиваем других детей, выясняем, кто из отвечающих прав и только после этого объясняем сами.
Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка? - Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево? - Что общего у дерева и цветка?
- Что общего у дерева и муравейника? - Что общего у шарика и яблока?
Детям очень нравятся упражнения на смекалку:
- На столе лежит четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили там же, сколько яблок на столе?
- Горели три свечи, одна потухла, сколько свечей осталось?
- Девочке - год, её брату - два, какой будет разница в возрасте у них через пять лет?
- На каждой ветке висят груши, сколько их будет на пяти ветках березы?
Особую роль в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР играют дидактические игры (в этом возрасте чаще исполь-зуем настольно-печатные и словесные игры).
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Например, подбор картинок по общему признаку (операция классификации) требует некоторого обобщения, установления связи между предметами.
Игры на составление разрезных картинок учат логическому мышлению, развивают у них умение из отдельных частей составлять целый предмет (операция синтеза). Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
У детей с ОНР названные дидактические игры способствуют не только закреплению и уточнению знаний, расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, но и активизируют мыслительную деятельность детей в целом. Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.
Для коррекционной работы используются дидактические игры на обобщение и классификацию— формирование приёмов умственных действий обобщения и классификации.
«Пять названий на пять шагов»
Ребенок делает пять шагов и на каждый шаг произносит название предмета на предло-женную тему («Мебель», «Города», «Деревья», «Цветы», «Обувь», «Геометрические фигуры»).
- Я знаю молочные продукты… - Я знаю комнатные растения…
- я знаю перелетных птиц… - Я знаю садовые цветы…
- Я знаю лиственные деревья… - Я знаю школьные принадлежности…
- я знаю головные уборы… - Я знаю виды спорта…
- Я знаю кондитерские изделия… - Я знаю профессии людей…
- Я знаю животных жарких стран…- Я знаю явления природы…
- Я знаю сказки… - Я знаю ягоды…
- Я знаю названия инструментов… др.
- выделение существенных признаков («Назови признак предмета», «Съе-добное – несъедобное», «Отгадай, что за предмет»);
- умение сравнивать («Разное – одинаковое», «Давай сравним», «Что изменилось?»);
- умение обобщать и классифицировать (Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. «Что общего?»).
Предлагаемые ниже игры и упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия.
Игра «Давай сравним»
Цель: развитие способности сравнивать.
Ход игры: Дети делятся на пары. Выигрывает тот ребенок из пары, который сможет дать наибольшее количество правильных ответов.
1. Сравни по цвету.
Попросить детей назвать как можно больше предметов: - красного цвета;
- зеленого цвета; - черного цвета; - голубого цвета.
2. Сравни по форме.
Попросить детей назвать как можно больше предметов: - круглой формы;
- овальной формы; - квадратных;
- прямоугольных;
3. Сравни два предмета.
Просим детей сравнить следующие предметы: - яблоко и грушу;
- арбуз и дыню; - сани и телегу;
- велосипед и автомобиль; - самолет и вертолет.
Блоки Дьенеша.
Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.
Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.
Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д., развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.
Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
К работе по развитию словесно-логического мышления необходимо привлекать и родителей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече нужно рассказать об особенностях развития психических процессов детей с речевыми нарушениями, разъяснить, каким образом родители в домашних условиях, играя и занимаясь с ребенком, могут развить его психические процессы, в том числе и словесно-логическое мышление.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Таким образом, только планомерная систематическая работа, совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительные результаты, развития словесно-логического мышления, повысить уровень интеллектуального развития ребенка и под-готовить его к дальнейшему обучению в школе.
Александр Владимирович Запорожец считал: «Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы».
Подготовила: Учитель-логопед Нескребина О. Г.