Светлана Кучеренко
Игры и упражнения для музыкально-двигательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.
Первоочередная задача для педагога-музыканта : сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр. Музыкальные игры помогают детям развивать умение создавать определенный образ и передавать разнообразные чувства в движении. Игровая форма в работе с дошкольниками хороша на любых занятиях. Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством педагогики, а игры, направленные на музыкально - ритмическое развитие необходимы на занятиях.
Публикация «Игры и упражнения для музыкально-двигательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Не нарушая общего плана музыкальных занятий, вводятся упражнения в игровой форме, которые включают в себя более глубокое развитие ритмики и обучение детей танцевальным движениям. Они помогают воспитанникам понять законы ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Образное содержание и характер упражнений, выполняемых на занятиях, полностью соответствует содержанию и форме музыки. У детей развивается умение слушать музыку, эмоционально отзываться на ее содержание, выражать свои чувства в действии. В специально подобранных упражнениях, танцах, играх они самостоятельно включаются в действие и целостно воспринимают содержание музыки. Творческая активность проявляется у каждого ребенка по - разному: когда во время прослушивания музыки, они самостоятельно выражают свое эмоциональное состояние движениями, и в тех случаях, когда при выполнении упражнения с заданными движениями придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
В ходе деятельности детей необходимо знакомить с музыкой, включающую в себя разнохарактерные образы – весёлые, беззаботные; лиричные, нежные; энергичные, волевые.
Сравнение определенных музыкальных образов помогает детям глубже переживать и отчетливее выражать их, обогащает и формирует эмоциональный мир детей.
В процессе развития танцевального творчества на музыкальных занятиях воспитывается интерес и желание двигаться в различных образах - зверей, снежинок, цветов, петрушек, и др. ; используются вспомогательные атрибуты: листики, цветы, ленты, султанчики, платочки, кубики и др. Ребенок приобретает уверенность в себе, что является одной из составляющих для развития его интеллектуальной сферы.
Комплекс упражнений, направленный на развитие музыкально – ритмических способностей содержит в себе игры и этюды, которые могут быть использованы на дополнительных музыкальных занятиях в детском саду. Они способствуют развитию музыкального восприятия у детей, способности творчески воплощать музыкально - двигательный образ, совершенствуют их движения. Помимо этого, каждое из них выполняет свою поставленную задачу: помогает усвоить определенный двигательный навык, или же направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т. п.
Большую роль выполняют ритмические упражнения. Из множества методических приемов наиболее простым и доступным является ходьба с хлопками, с акцентом на определенный счет, упражнения с движением туловища и рук, проговариванием стихов, скороговорок, пословиц (как с музыкальным сопровождением, так и без него). Данные упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и становлению дыхания, дикции. Допустимо применять не только ходьбу по прямой, но и использовать движения по заданному маршруту (диагональ, круг, змейка, середина зала и т. д.).
Широко используются разные репертуарные сборники, которые предназначены специально для занятий по развитию музыкально - ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Весь музыкальный материал используется в ходе работы в виде нотных иллюстраций, а также аудиозаписей.
Анализ музыкальной литературы для детей дошкольного возраста помог подобрать музыкальные произведения, отвечающие основным художественно - педагогическим принципам.