Татьяна Трусова
Игры и упражнения для развития навыков фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика педагогической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше воспринимают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Публикация «Игры и упражнения для развития навыков фонематического восприятия» размещена в разделах
Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Шумовые коробочки»
Цель: Развитие слуховой памяти, умение различать и дифференцировать шумы.
Материал: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими звуки.
Описание: Послушать с детьми, как по разному звучат контейнеры. Затем предложить детям угадать, что лежит в коробочках.
Игра «Медвежонку снятся сны»
Наглядный материал: картинки (медвежонок спит, карточки)
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение называть в словах первый звук.
Описание: Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданный звук на первом месте.
Игра «Построим дом»
Условия игры : Педагог рисует дом на доске, но не весь, а только стену. Дети называют те части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом.
Правила игры : Дети называют только те слова, в которых есть звук Р.
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор и т. д.
Упражнение «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] (или любой другой звук) из ряда гласных, слогов, слов.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
Назови первый звук в слове.
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).
Назови последний звук в слове.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
Игра "Перед и после"
Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука по отношению к другим звукам слова.
Ход проведения: ребенку предлагается определить и назвать какой звук находится после или перед заданным звуком в слове.
Инструкция: "Назови звук, который находится после звука [л] в слове палка. Назови звук, который находтся перед звуком [л] в слове палка "
Игра «Разноцветные корзинки».
Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.
Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца, щуки, облака, картофеля, глаза, ложки
Описание. На наборном полотне - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.
Упражнение «Подними сигнал».
Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).
Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.
Описание. Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.
Упражнение «Утенок гуляет».
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.
Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где нахо-дится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
Упражнение «Разноцветные кружки».
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения диф-ференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с разда-точным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).
Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.
Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изо-бражение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети вы-полняют анализ и выкладывают схемы слов.
Упражнение «Назови гласные».
Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.
Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.
Описание. Педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.
Игра «Воздушные шары».
Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.
Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.
Описание. На картинке изображены девочки (Зоя и Соня, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].
Игра «Построим пирамиду».
Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.
Материал:1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В осно-вании пирамиды - 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.
Описание. Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?»
Упражнение «Слушай и складывай».
Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.
Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Педагог произносит слияние гласных: [АУ], [УА], [АО], [ОА], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – вторым.
Упражнение «Гласная потерялась».
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.
Описание. На магнитной доске -картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:
а) с гласными а, и, о:
б) со словами: м. к, к. т, к. т.
Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
Упражнение «Живые буквы».
Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.
Описание. Педагог прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
Упражнение «Раздели и забери».
Цель: развивать навык слогового анализа слов.
Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изо-бражением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Игра с мячом «Поймай и сосчитай».
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Речевой и дидактический материал: слова: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.
Описание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Подумай, не торопись.
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш)
Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино)
Игра "Звуки поссорились"
Цель: формировать фонематический синтез.
Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.
Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом чтобы получилось слово».
Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Литература:
Ельцова О. М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте/ Новосибирск: Изд-во НИПКИПРО, 2014 г
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду/М. : Мозайка – Синтез,2005
Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991