Загайнова Татьяна Сергеевна
Игры и упражнения Марии Монтессори для развития речевой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения Марии Монтессори для развития речевой деятельности детей
Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.
Темочки:
- Игры для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.
Основные принципы методики
Марии Монтессори,придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.
Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки, при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.
Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:
самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.
Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.
От года до трёх лет
С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.
Самые популярные материалы в это период:
фигурки-вкладыши;
пособия для ощупывания;
книжки с максимально реалистичными изображениями;
звуковые коробочки.
Завязывание и развязывание бантиков
Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого - овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движениям пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застегивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Материал
Деревянная рамка, на которую прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками, изготовленными из тесьмы. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы тесьмы двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развяжем и их. Концы тесьмы расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что и банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем левой руки сдвинем тесьму и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец тесьмы вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы тесьмы в стороны. Узелок завязан. Так же завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступим к завязыванию бантов. Будем поступать точно так же, как с узлами, но петли из концов тесьмы будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
Игра с пальчиками
Такие игры известны с давних времён. В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:
Сорока-белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала.
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил.
Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых использовались в практике работы с младшими дошкольниками. Дети садятся в круг и вслед за наставницей приговаривают или напевают знакомые песенки и стихи, загибая и разгибая пальчики.