Ирина Антропова
Игры и упражнения для преодоления детской застенчивости
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку справиться с застенчивостью
В раннем детстве дети проявляются себя вполне раскованно, громким криком озадачивают родителей своими проблемами, но, подрастая, многие из них начинают стесняться, становятся робкими и нерешительными. Застенчивый ребенок не в состоянии справиться сам со своими проблемами в силу социально незащищенности. Как правило, дети замы-каются и начинают жить в своем мирке.
Публикация «Игры и упражнения для преодоления детской застенчивости» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Игры для детей
- Темочки
Начиная проводить работу с застенчивыми детьми, родители сами должны четко пони-мать, что это не недостаток ребенка, а всего лишь способ защититься от негатива. Дети становятся застенчивыми тогда, когда чувствуют некий подвох в ситуации. Согласитесь, что в благоприятной и комфортной обстановке ни один ребенок не будет закрываться. Поэтому начать стоит с того, чтобы разобраться, что конкретно смущает маленького чело-вечка в те моменты, когда он стесняется.
С другой стороны, родителям стоит внимательнее присмотреться к своему ребенку. Часто застенчивость связана с глубоким внутренним миром ребенка, в который он никого не хочет пускать. И в качестве способа защиты от окружающих выбирает маску застенчивости. Современные дети сильно отличаются от своих сверстников двадцатилетней давности. Изменения претерпели мышление, психология и даже физиология человека. Большой процент детей потрясает своей недетской мудростью и способностью взглянуть на ситуацию под другим углом. Статистика неумолимо показывает, что застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом, наблюдательностью, ответственностью. Они основную часть энергии тратят на развитие себя, тогда как у сорванцов колоссальное количество энергии уходит на проигрывание своей роли и поддержание статуса этакого делового человечка.
Кроме того, темперамент – черта сугубо индивидуальная и может сильно отличаться у разных людей. Кому- то покоя на дает мысль о внешних подвигах, а у кого-то потребность в подвигах внутренних.
Поэтому задача родителей - в первую очередь, разобраться, что является причиной стес-нительности ребенка. Часто причинами неуверенности и осторожности становятся внеш-ние факторы:
ранняя разлука с матерью, когда ребенок лишается главного покровителя, дающего ему уверенность в себе и чувство защищенности; в этом случае на малыша свали-вается груз ответственности самому решать свои личностные проблемы
излишняя строгость родителей, которая приводит к комплексу неполноценности и вырабатывает у ребенка стремление оправдаться за любые свои поступки, а когда не может оправдаться – уходит в себя
завышенная требовательность к ребенку, когда ребенок начинает осознавать, что не подтверждает ожидания родителей и замыкается в себе.
Поэтому родителям стоит, в первую очередь, переоценить свое отношение к ребенку. И повнимательнее присмотреться к его внутреннему миру, его потребностям.
Работа с застенчивыми детьми
При воспитании ребенка следует придерживаться следующих рекомендаций:
Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Тем более – акцентировать вни-мание на его неудачах. При работе с застенчивыми детьми нужно подмечать любые малейшие его достижения. Это будет воодушевлять ребенка и повышать его самооценку. Родители ошибочно считают, что, сравнивая и подначивая ребенка, смогут сыграть на его эго и заставить расти во многих вопросах. Да, они отчасти всколыхнуть эмоции малыша, но задетое самолюбие будет мешать ему выполнить задачу. Он потерпит неудачу, и это спровоцирует занижение самооценки.
Не нужно требовать от ребенка быстрого выполнения тех или иных задач. У всех различный склад ума и реакция. Один быстро схватывает и также быстро забывает, другой вдумчиво разбирается в проблеме и закрепляет навыки на всю жизнь. И большой вопрос, какая из схем наиболее удачная. Давайте ребенку возможность ознакомиться с ситуацией в своем ритме. Застенчивый ребенок дольше привыкает к людям, ситуациям, обстановке. Не заостряйте внимание на этих его особенно-стях. Не нужно десять раз повторять вопрос. Задайте его один раз и дайте возмож-ность подумать.
Не нужно заставлять застенчивого ребенка примерять на себя не свойственные ему образы. Например, быть смелым и решительным, когда ему это совершенно не свойственно. Пусть ребенок чувствует защиту ровно до того момента, пока у него не возникнет желания самостоятельно делать решительные шаги. Толкая ребенка к самостоятельности, которую он не может подкрепить собственным темпераментом, вы таким образом оставляете его одного в чуждом для него мире. Не бойтесь любить своего малыша. Излишняя опека и лишение его возможности принимать самостоятельные решения, конечно, недопустимы, но не нужно на маленькие плечи взваливать весь груз ответственности за собственное существование. Вы были даны своему ребенку, чтобы помогать ему в его первых шагах.
Не унижайте ребенка и не кричите на него. Тем более в присутствии других детей. Потерять авторитет среди сверстников – тяжелая ноша для ребенка.
Пересмотрите свои требования к малышу. А не завышены ли они? Развить ком-плекс неполноценности можно быстро, гораздо сложнее – потом бороться с ним.
По мере возможностей создавайте для застенчивого ребенка ситуации, в которых бы он смог себя проявить, завоевать уважение сверстников. Почаще устраивайте совместные мероприятия с друзьями малыша, вывозите детей на природу, играйте с ними в игры.
Дети всегда ждут оценки взрослых, т. к. им тяжело оценить результаты своего тру-да. Негативные оценки могут поставить крест даже на талантливом ребенке. Если малыш нарисовал картину, обязательно похвалите его. Если у вас есть замечания, формулируйте их в рекомендательном ключе, используйте формулировки «а вот еще приукрасить можно так-то», «а вот эту фигуру можно выделить вот так» и т. д. и т. п.