Светлана Дворник
Игры и упражнений для тренинга для развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнений для тренинга
«ВСЕ НАОБОРОТ»
Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят де-лать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только со-вершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т. п.
Публикация «Игры и упражнений для тренинга для развития внимания» размещена в разделах
Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая проти-воположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противопо-ложное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказывания-ми ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы Например, ве-дущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медлен-но, много - мало и т. д.).
«ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.
Спросите у ребят, какие они знают "волшебные" слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. "Волшебные" слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих по-желаний, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собесед-никами, чувствительными к тому, сказал ли он слово "пожалуйста". Если во фразе вы его произносите (например, говорите:"Подними, пожалуйста, руки вверх!", то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто гово-рите свою просьбу (например, "Хлопни три раза в ладоши!", то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это дей-ствие.
Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность де-тей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто по-тому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами од-ной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.
На релаксацию:
«ПРИКОСНОВЕНИЕ»
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.
Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом слу-чае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
«СОЛДАТ И ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА»
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обу-чить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им пред-ставить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.
Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, ко-гда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.
На развитие волевой регуляции :
РАЗМИНКА «ЗАМРИ»
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок могут прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игроки должны замереть на месте в той позе, в которой их застала тишина.
Примечание. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел за-стыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются ка-ким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).