Папки-передвижки

Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха (1 фото)

Наталия Аникина
Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

1. Этап

Цель: Развитие не речевого слуха.

Задачи:

-Развивать способность узнавать и различать не речевые звуки;

-Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Игры :

«Что звучало?» Узнавание звучания различных музыкальных инструментов, не видя их. ( За ширмой: барабан, погремушка, металлофон и т. д.)

Публикация «Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха» размещена в разделах

«Где звучало?» Использовать на индивидуальных занятиях. Ребенка с закрытыми глазами. Звонит колокольчик справа, слева, сзади, над головой ребенка. Ребенок показывает рукой направление. откуда исходил звук.

«Отгадай, что я делаю.» Воспользоваться ширмой, мнем бумагу, стучит по столу, режет бумагу ножницами, наливает воду в стакан и т. д. Дети отгадывают.

«Колокольчик» Дети встают в круг. Водящий с закрытыми глазами находится в центре круг. Дети поочередно звонят колокольчиком. Водящий должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

«Хлопни, как я!»Воспитатель прихлопывает в ладоши различные ритмы, а ребенок повторяет за ним.

«Дятел» Воспитатель отстукивает карандашом различные ритмы, а ребенок повторяет за ним.

2. Этап

Цель: Развитие речевого слуха.

Задачи:

-развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса;

-развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу;

-дифференциация слогов и фонем.

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса.

1. «Далеко-близко» Воспитатель показывает картинку или игрушку и спрашивает, например «Как гудит поезд, если он далеко? У-у-у- тихо, а если он близко? У-у-у- громко. И т. п.

2. «Эхо» Дети встают в круг. Ребенок Эхо стоит в центре круга. Дети по одному называют какое-нибудь слово тихим голосом. А Эхо должно повторить это слово громко, как бы вернуть обратно. Если ребенок в роли Эхо допустил ошибку, то он передает свою роль другому.

3. «Три медведя» Воспитатель показывает трех медведей -большого, среднего и маленького (либо 3 круга, затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращенном варианте произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребенок угадывает, кто из медведей говорит.

4. «Взрослый или детеныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных- взрослых и детенышей. Воспитатель произносит звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующие картинки.

5. «Телефон» Воспитатель тихо на ушко говорит слово первому ребенку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т. д. Последний ребенок говорит слово в слух.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу.

1. «Правильно-неправильно» Воспитатель показывает предметную картинку, громко, четко называя изображения:

Банан

Баман

Паман

Ваван

Панам

Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять флажок, а если не правильное не поднимать.

2. «Цепочка» Ребенку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (в начале по два, затем по три) : мак-бак,ток-тук,бык-бок,дом-дым,ком-сом,моток-каток-поток,батон-бутон-бетон,ватка-ветка-кепка.

3. «Подбери картинку» Воспитатель выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: юла, дом, кошка. Затем он дает ребенку по картинке пила, ложка, сом. Ребенок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

4. «Какое слово лишнее?» Из четырех слов, отчетливо произнесенных воспитателем, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: Ком-ком-кот-ком,винт-винт-бинт-винтик,будка-буква-будка,канава-какао-канава.

5. «Назови самое короткое слово» Воспитатель произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое: строитель-плотник-дом, сосулька-май-весна, дочь-доченька-дочурка

6. «Назовите самое длинное слово» Воспитатель произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное: экскаватор-кран-трактор, лук-помидор-тыква, медведь-еж-лиса.

7. «Подскажи словечко» Воспитатель произносит четверостишие, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет.

Винтокрылый. вертолет.

Игры на дифференциацию слогов и фонем.

1. «Назови по порядку слоги» Воспитатель произносит слово, дети говорят какой слог первый, какой-второй. Вначале берутся слова из двух слогов, затем из трех, четырех и т. д. Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

2. «Бабочки» Воспитатель предлагает ребенку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки-это гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) Воспитатель произносит разные звуки, а ребенок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

3. «Гласные-согласные» Детям раздаются по три карточки (крас. ,зелен. ,син.) Воспитатель называет звуки. Ребенок должен поднять соответствующий кружок.

4. «Наушник-колокольчик» Ребенок называет картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук-глухой, то картинку нужно положить под «наушник», а если звонкий, то под-колокольчик.

3 Этап Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов.

Задачи:

-Определять количество слов в словах разной сложности;

-Выделять первый и последний звук в слове;

-Определять место, количество, последовательность звуков в слове;

-Развивать фонематические представления.

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности.

1. «Отбей слоги мячом» Воспитатель говорит слово. Ребенок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

2. «Паровоз и вагончики» Паровоз везет картинку. Ребенок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

3. «Гусеница» Воспитатель показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог,то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 1 слога- 2 части и т. д.

4. «Сколько капель упало?» На тучке-картинка. Ребенок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове.

1. «Рыбалка» С помощью удочки ребенок, ловит картинки из аквариума. По заданию воспитателя нужно выделить из слова первый или последний звук.

2. «Звуковые палочки» Воспитатель ставит на стол 3х человечков, сделанных из яиц, у каждого на голове кепка-синего, зеленого или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки (определять по первому звуку).

3. «Три тарелочки» На столе три тарелочки: зеленая, синяя и красная. Ребенок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.

4. «Маски» Ребенок в зеленой маске обозначает мягкий согласный звук, в синей маске твердый согласный звук, а в красной-гласный звук. Воспитатель показывает детям картинки, спрашивая Чья это картинка? Ребенок в зеленой маске отвечает: Это моя картинка, потому что в слове Лиса-первый звук Л *

5. «Домики» 1 вариант: Воспитатель дает ребенку 2 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в домике. В домике два окна-синее и зеленое. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зеленое окошко, а если первый согласный твердый звук-на синее окошко.

2 вариант: Воспитатель дает двухэтажный дом, где 4 окна. Ребенку даются 4 картинки, которые нужно распределить по окошкам в домике.

Игры на определение места звука в слове.

1. «В каком вагоне едет звук?» Воспитатель показывает поезд с тремя вагончиками,показывает предметную картинку, например Дом и просит показать, в каком вагоне едет звук Д.

2. «Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке карман с картинкой. Воспитатель просит показать место определенного звука с помощью фишки-пуговицы.

3. «Посади цветочек» Воспитатель показывает предметную картинку и просит посадить цветок на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав место заданного звука в слове.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове.

1. «Фишки» С помощью фишек белого цвета ребенок показывает количество и последовательность звуков в слове.

2. «Схема слова» С помощью фишек красного, синего и зеленого цвета дети составляют звуковую схему слова.

3. «Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребенок составляет звуковую схему слова.

4. «Звездное небо» На небе месяц, рядом картинка звезды. Син., зел., крас. Ребенок проводит звуковой анализ этого слова.

Упражнения и игры на развитие фонематических представлений.

1. «Кому что подарить?» У ребенка две коробочки: синяя и зеленая. Он должен распределить картинки между лисой и лошадью. Картинки: ландыш, ласточки, листок, линейка и т. д.

2. «Цветик-семицветик» В центре цветка кладется кружок синего, зеленого, красного цвета. Дети выясняя, это звук,выкладывает на листки картинки с изображениями предметов, название которых начинается с такого звука (с гласного, с твердого согласного, с мягкого согласного)

3. «Подбери и раскрась картинки на заданный звук» раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука (Ш) : шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка и т. д.

«Звуковые часы» (2 стрелки)

1. Найти два слова-название, сходные по звучанию Жук-Лук, Мак-Рак, и указать на них стрелками.

2. Отыщите два названия разных по звучанию (Жук-Буратино, Пила-карандаш)

3. Подберите к слову пила, слова сходные по звучанию, укажите стрелками (ЮЛА). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

«Чудесный мешочек» В мешочке игрушки. Дети поочередно опускают руки в мешочек, игрушку, определяют ее название. Нужно достать игрушку в том случае, в название игрушки первый звук такой-то (Например С)

Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха
Публикации по теме:

Игровые упражнения на этапах по формированию фонематического восприятия Игровые упражнения проводимые на первом этапе работы по развитию фонематического слуха Где позвонили 1. Цели: определения места звучащего.

Игры для развития фонематического слухаИгры для развития фонематического слуха Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай» Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление умения слушать,.

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рукИгры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения с использованием массажного шарика и кольца Су-Джок» Важнейшим условием всестороннего развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Сапожки, надевайтесь на ножки. Игры и игровые упражнения для развития воображения» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ПУРОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ.

Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет» Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3-лет ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ На втором и третьем голу жизни происходит дальнейшее развитие.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей первой младшей группы. Игра -это ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости,застенчивости;.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Игры и игровые упражнения ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП «Учите, играя» В помощь педагогам Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха
Опубликовано: 17 января 2017 в 12:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и игровые упражнения для формирования фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Аникина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД