Мария Василика
Игры для развития слухового восприятия.
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Где гремит?»
Цель: Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка.
Описание: Логопед демонстрирует картинку, показывает и называет изображение, а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: - где папа? Покажи, где мама?» И т. п.
Публикация «Игры для развития слухового восприятия,» размещена в разделах
Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать и показать, где прогремела погремушка.
Где позвонили?
Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т. п.).
Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Дидактическая игра «Что звучит?» Цели. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек. Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка, собачка-пищалка, ширма. Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и назвать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы — погремушка, а у Кати — собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке. Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.
Упражнение «Погреми так же».
Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. Оборудование. Погремушки для всех детей.
Описание. Логопед достает уже знакомую детям погремушку и гремит ею в
разных ритмах.
Логопед объясняет, что погремушка гремит по-разному: долго и недолго. После этого детям раздаются погремушки. Логопед просит детей греметь погремушками так же, как он.
Упражнение «Где звучит?»
Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Игрушка-пищалка.
Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку — птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.
Тихо – громко!
Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Кто что услышит?
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Продавец и покупатель
Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
Найди игрушку
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.
УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПКИ».
Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, пополнение словаря числительным один и наречием много.
Оборудование. По две предметные картинки на каждого ребенка, на одной картинке — рубашка с одной пуговицей, на другой — с шестью пуговицами
Описание. Логопед раздает детям картинки и обращает их внимание на то, что рубашки одинаковые, только на первой рубашке одна пуговица, а на второй рубашке — много. Далее логопед объясняет, что он будет хлопать в ладоши, а дети должны показать картинку: если хлопнет один раз, нужно показать рубашку с одной пуговицей, если хлопнет много раз, надо показать ту рубашку, на которой много пуговиц.
Где звенит?
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.
Где постучали?
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
Жмурки с колокольчиком
Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.
Жмурки с голосом
Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование. Повязки
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОДНИМИ КАРТИНКУ».
Цели. Формирование фонематических представлений, обучение различению гласных [а], [у]. Развитие зрительного внимания.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями паровоза и куклы (по числу детей).
Описание. Логопед показывает детям картинки и предлагает вспомнить, как гудит паровоз (У-у-у, как плачет кукла (А-а-а). Затем все дети получают по паре аналогичных картинок, логопед произносит поочередно звуки [а], [у], а дети поднимают соответствующие картинки.
Дидактическая игра «Что звучит?»
Цели. Развитие внимания к неречевым звукам. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких звуков.
Оборудование. Предметные картинки по числу детей с изображениями колокольчика, барабана, часов, дудочки. Небольшая ширма,
Описание. Логопед демонстрирует детям картинки и предлагает сначала показать. а потом назвать нарисованные предметы. Затем предлагает детям послушать:. какие тихие голоса у колокольчика и часов, какие громкие — у барабана и дудочки. Далее логопед экранирует рот ширмой и произносит тихие и громкие и. а дети поднимают соответствующие картинки.
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Ветер и птицы
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку