Светлана Щербак
Игры для развития речи у детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Повторяй за мной
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик, не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай и т. п.
В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.
Веселый теленок
Публикация «Игры для развития речи у детей младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как зовут его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца топотливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят ещё ребятки,
Утром спится сладко!
Что я расскажу
Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложите малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.
Кто кем становится
Рассмотрите картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака — щенок, корова — теленок и т. п
Подумай и назови
Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата копает, значит мы назовем ее - копалкой. Лейка - поливалка. Ноги - ходилки и т. п.».
Подбери слово
Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка—кошка, чашка-кашка и т. п. Предложите ребенку поиграть: вы называете слово, а малыш находит другое, похожее.
На и под
Расскажите ребенку историю-«путаницу» и попросите исправить неточности:
«На дереве выросли грибы, а под деревом - ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.
Кто что умеет
Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т. п.
Какой? Какая?
В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него — игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.
Один - много
Предложите ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Малыш возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:
— Яблоко.
— Яблоки.
— Город.
— Города
— Буква.
— Буквы
Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:
— У меня нет яблока.
— У меня нет яблок.
— Я вижу дом.
— А я вижу дома.
Мы поедем, мы помчимся
Создайте игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксируйте внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если малыш допускает традиционные ошибки (ехай, скакай, мягко корректируйте его.
С уважением,
воспитатель МБДОУ детского сада «Березка» Щербак С. В.