Сирануш Долян
Дидактическая игра для развития речи «Уменьшительно-ласкательные формы существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на отработку уменьшительно-ласкательных форм существительных.
У детей в процессе нормального речевого развития одними из первых суффиксов, которые они усваивают, являются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно исследованиям А. Н. Гвоздева, первые случаи использования слов с этими суффиксами наблюдаются примерно в возрасте 1 года, 2 месяцев и 22 дней. В период с 1 года и 8 месяцев до 2 лет и 2 месяцев наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, ребенок часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и так далее. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов. Во-вторых, добавление уменьшительных суффиксов к словам менее всего изменяет их смысловое значение. Например, кроватка остается кроватью, то есть предметом для сна, и только уменьшается в размерах. В отличие от этого, добавление других суффиксов обычно сильно меняет значение слова. Однако, несмотря на относительную легкость понимания общего смысла уменьшительных суффиксов, дети не могут сразу запомнить все эти многочисленные суффиксы и правильно их использовать. Это приводит к тому, что на ранних этапах развития речи они заменяют более редкие суффиксы более распространенными. Например, они говорят "лошадик" вместо "лошадка", "петушик" вместо "петушок", "лампик" вместо "лампочка" и так далее. Все это говорит о том, что очень важно оказать своевременную помощь каждому ребенку дошкольного возраста в более быстром и легком усвоении как уменьшительных, так и других суффиксов. Вот несколько игр и упражнений, которые помогут детям правильно использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 1. "Уменьшительное приключение" : предложите ребенку найти в комнате предметы, которые можно назвать с помощью уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, попросите найти "ложечку", "котенка" или "цветочек". Поощряйте его, когда он правильно называет предметы. 2. "Собери слова" : напишите на отдельных карточках основные слова и уменьшительные формы этих слов. Попросите ребенка соединить правильные пары, соответствующие друг другу. Например, карточка с "дом" должна быть соединена с карточкой "домик". 3. "Угадай слово" : загадывайте ребенку слова в уменьшительной форме, а он должен угадать, какое слово лежит в основе. Например, скажите "машинка" и попросите ребенка назвать основное слово - "машина". 4. "Составь предложение" : дайте ребенку несколько карточек с уменьшительно-ласкательными формами слов и попросите его составить предложение, используя эти слова. Например, "я видела птичку на деревце". 5. "Расшифруй слово" : напишите на доске слово в уменьшительно-ласкательной форме и попросите ребенка расшифровать его, написав основное слово. Например, напишите "солнышко", а ребенок должен написать "солнце". Эти игры и упражнения помогут детям развить навык использования уменьшительно-ласкательных форм слов и улучшить их речевое развитие.