Елена Кандакова
Дидактическая игра для развития речи «Разноцветные листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра для развития речи «Разноцветные листья»
Игра проводится с детьми старшего дошкольного возраста в период изучения темы «Деревья».
Оборудование для игры:
Две картины с изображением деревьев. На одной – клён, каштан, рябина, на другой – дуб, ель, сосна.
Картинки с изображением листьев, семян, плодов деревьев.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Цели:
• расширение словарного запаса (тема «Деревья»);
• расширение образного словаря;
• совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы родительного падежа имён существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).
Описание игры:
В старшей группе игра используется для формирования словаря по теме и совершенствования грамматического строя речи (образования формы родительного падежа имён существительных с предлогом с).
В подготовительной школе группе игра используется для увеличения словарного запаса по теме и совершенствования грамматического строя речи (образования относительных прилагательных, а также для обогащения речи эпитетами.
Педагог размещает две большие картины на столе или полотне, на одной – клён, каштан, рябина, а на другой – дуб, ель, сосна. Предлагает рассмотреть картинки и вспомнить названия деревьев. Пока дети рассматривают картинки, педагог читает стихотворение, которое поможет им вспомнить, как выглядят листья разных деревьев.
На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клёна,
Осенью – оранжевый, летом он зелёный.
Словно пёрышки, листочки у рябинки,
Что склонились тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана – словно опахала,
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало. (Н. Нищева)
Затем педагог предлагает ребёнку (при индивидуальном занятии) показать и назвать деревья на картине, лежащей на столе,
Детям (при групповом занятии) подойти по очереди к наборному полотну показать и назвать деревья.
В подготовительной группе после этого можно предложить ребёнку подобрать слова, отвечающие на вопрос какой? К названию каждого дерева, например: раскидистый клён, цветущий каштан, кудрявая рябина, могучий дуб, высокая ель, стройная сосна.
Затем перед ребёнком (детьми) раскладываются маленькие картинки с изображёнными на них листьями, плодами, семенами. Педагог предлагает ребёнку (детям) рассмотреть картинки и вспомнить, с каких деревьев упали эти листья и плоды. Дети по очереди (ребёнок) выбирают маленькие картинки и составляют предложения, например:
Это лист и жёлудь упали с дуба.
Эти иголка и шишка упали с сосны. Ит. п.
В подготовительной группе можно предложить детям образовать от названий деревьев слова, отвечающие на вопросы – какой? какие?
кленовый лист, рябиновый лист, дубовый лист, еловые иголки, сосновые иголки.
Следует объяснить детям, что листья с каштана не называют каштановыми.
Литература:
Н. В. Нищева Играйка, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.