Получи документы

Игры для развития фонематического восприятия

Елена Романий
Игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать +Заказ

Игры для развития фонематического восприятия

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

Публикация «Игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах

Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

Словарный запас

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Хорошо, если объем активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объему пассивного словаря (тех слов, которые ребенок понимает). Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Расширение словарного запаса тесно связано с ознакомлением с окружающим миром. Когда малыш открывает что-то новое для себя, пополняется и его словарный запас. Закрепляйте использование ребенком в речи новых слов: названий профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ

1. «Четвертый лишний»

Взрослый задает ребёнку загадки, перед ним выкладываются картинки-отгадки. Отгадав загадку, ребенок должен определить, какая картинка лишняя и почему.

2. «Соберем урожай»

Ребенку предлагаются разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую корзинку.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый читает ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово.

Ромашка, василек, клубника, роза, мак;

Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки;

Кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска.

4. «Найди лишний предмет»

Ребенку демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета:

легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиси, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Найди пару»

Ребенку раздаются картинки с изображением различных предметов. Взрослый поочередно показывает и называет свои картинки, к которым ребенок должны подобрать пару:

чашка — стакан; платье — сарафан; носки — гольфы; чулки — носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; ранец — портфель.

6. «Продолжи»

Перед ребенком раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива. трамвай, автобус. сапоги, туфли.

огурец, лук. юбка, рубашка. кукла, юла.

заяц, лиса. корова, собака. молоток, рубанок.

7. «Отгадай-ка»

Взрослый читает ребенку загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.

Грамматический строй речи

У дошкольников старшего возраста должен быть сформирован правильный грамматический строй речи.

Дошкольник должен научиться:

• правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с существительными и прилага-тельными; правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными;

• пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, кино и т. д.);

• образовывать однокоренные слова (трава - травка - травушка); образовывать новые слова из двух слов (пар возить - паровоз, существительные с суффиксами (сахар - сахарница, глаголы с приставками (ехать - приехать, сравнительную и превосходную степень прилагательных (умный - умнее - еще ум-нее);

• составлять простые и сложные предложения;

• использовать в речи сложные предложения разных видов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИКИ

1. «Один – много»

Взрослый называет дин предмет, а ребёнок много.

Рука – руки, окно, колесо, перо, ведро, ухо.

2. «У кого какие детёныши»

Взрослый называет детеныша животного или птицы, а ребенок должен у кого эти детеныши.

Утята – у утки, ягнята – у овцы, жеребенок – у лошади.

3. «Назови ласково»

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково.

Чашка – чашечка, стол – столик, рука – ручка, кот, окно, дерево, платье, часы.

4. «Кто это делает?»

Образование однокоренных слов породу деятельности.

Детей учит учитель. Дома строят строители. Продает товар продавец.

5. «Образуй новое слово».

Взрослый говорит словосочетание, а ребенок образует новое слово.

Лёд колет – ледокол. Сам летает – самолет. Сам катает – самокат.

6. «Что где хранится?»

Взрослый показывает картинки и спрашивает, что где находится.

Куртка висит в шкафу. Шапка лежит на полке. Кот спит под креслом.

7. «Синее пальто»

Несклоняемые слова.

Взрослый показывает предметную картинку и просит ребенка придумать рассказ.

У девочки было красное пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой в магазин за синим пальто. Девочка была рада синему пальто.

Проведённая таким образом совместная работа с учителем-логопедом и родителями принесет положительные результаты и подготовит ребенка к школьному обучению. Позволит ему в дальнейшем справиться с трудностями и сохранить интерес к обучению.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Воспитывая маленького гражданинаВоспитывая маленького гражданина Страна, где мы родились и живемДля возрождения национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 23:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития фонематического восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романий в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД