Юля Марусева
Игры для детей с речевыми нарушениями
Игра «НАКОРМИМ МАЛЫША».
Цель: Обучение образованию формы творительного падежа имен существительных.
Ход игры:
Логопед предлагает ребенку поучаствовать в кормлении маленького ребенка. На рисунке изображена мама, которая кормит ребенка. В ячейку, где находится тарелка с едой, ребенок помещает разные карточки с изображением блюд и составляет предложения «Мама кормит малыша КАШЕЙ» (наглядный материал к игре находится в приложении)
Игра «ВМЕСТЕ ПОСЧИТАЕМ».
Цель: Упражнение детей в образовании порядковых числительных
Ход игры:
Публикация «Игры для детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сделанные вместе с ребенком. Логопед предлагает посчитать по порядку предметы на рисунке.
Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка…
Первый мяч.
Первое ведро.
Игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: обучение согласованию прилагательных с существительными.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку попробовать подобрать подходящие по смыслу прилагательные в соответствии с образцом.
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лед,.
Нож, как бритва,.
Шоссе, как стрела,.
Снег, словно пух,.
Трава, как изумруд,.
Игра «ШУСТРИК И ДОГОНЯЙКА».
Цель: Упражнение в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
Ход игры:
Логопед рассказывает ребенку сказку о двух зайчатах: «Жили - были два зайчика. Одного из них звали Шустрик. Как ты думаешь, почему? А другого – Догоняйка. Почему его так назвали? Да, потому что он был очень неторопливый, всё делал медленно и всегда всех догонял.
Шустрик уже встал с постели, а Догоняйка еще… что делает? (встает). Шустрик уже умылся, а Догоняйка еще? (умывается).
Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка еще… что делает? (чистит зубы).
Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка еще… что делает? (завтракает).
Шустрик уже собрался на прогулку, а Догоняйка еще…. Что делает? (собирается на прогулку)».
Можно продолжать сюжет сказки, вставляя в текст сказки разные глаголы.
Игра «ЗАВАРИМ ЧАЙ».
Цель: обучение детей образовывать относительные прилагательные.
Ход игры:
Ребенку предлагается подобрать пакетики чая к соответствующим кружечкам и назвать, какой чай они заварили?
Чай с малиной – малиновый.
Чай со смородиной – смородиновый.
Чай с ананасом – ананасовый.
Чай с брусникой – брусничный.
Другие варианты представлены в виде наглядного материала к игре в приложении.
Игра «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ».
Цель: Упражнение в образовании относительных прилагательных.
Ход игры:
Перед ребенком карточки с наборами различной посуды. Логопед просит ребенка заполнить пустую ячейку подходящей картинкой и объяснить свой выбор.
«На карточке вся посуда стеклянная. Не хватает стеклянного стакана».
«На карточке вся деревянная посуда. Не хватает Деревянной ложки».
«На карточке металлическая посуда. Не хватает металлического ковша».
Другие варианты представлены в виде наглядного материала к игре в приложении.
Игра «ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ».
Цель: согласование прилагательных и существительных в роде, числе.
Ход игры:
Логопед просит детей отгадать, что он загадал:
• зеленАЯ, красивАЯ – это лампа или абажур?
• зеленЫЙ, красивЫЙ – это лес или полянка?
• зеленЫЕ, красивЫЕ – это поля или сад?
• зеленОЕ, красивОЕ – это дерево или куст?
Игра «ИЗМЕНИ СЛОВО».
Цель: образование сравнительной степени имен прилагательных.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку договорить то, о чем он ему будет сейчас говорить:
«Груша вкусная, а клубника. (вкуснее).
Шишка маленькая, а желудь. (меньше).
Березовый лист красивый, а кленовый. (красивее).
Ананас кислый, а лимон. (кислее).
Игра "СМЕШИНКИ - ЮМОРИНКИ".
Цель: развитие навыка образования прилагательных от существительных.
Ход игры: логопед предлагает детям придумать смешные словосочетания. К каждому новому слову добавлять слово «самолет» и «машина».
Например, снег. А самолет из снега, какой? Снежный: снежный самолет, снежная машина.
Примерный лексический материал:
Резина (резиновый самолет, резиновая машина, кирпич (кирпичный самолет, кирпичная машина, ситец (ситцевый самолет, ситцевая машина, шелк (шелковый самолет, шелковая машина, дерево (деревянный самолет, деревянная машина, стекло (стеклянный самолет, стеклянная машина, кожа (кожаный самолет, кожаная машина, железо (железный самолет, железная машина, сталь (стальной самолет, стальная машина, пластмасса (пластмассовый самолет, пластмассовая машина, мех (меховой самолет, меховая машина, бумага (бумажный самолет, бумажная машина, песок (песочный самолет, песочная машина).
Игра «Цвет и материал».
Цель: Обогащение речи детей именами прилагательными.
Ход игры: Логопед предлагает детям подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое — материал.
Дом красный кирпичный. Блузка — белая шелковая.
Шарф. Чашка.
Стол… Полка.
Нож. Машина.
Кувшин. Шуба.
Мяч. Дорога.
Ведро зеленое пластмассовое. Колготки желтые шерстяные.
Блюдце. Носки.
Кольцо. Тапки.