Дарья Ушакова
Игры для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Какая тебе игрушка нравится?»
Цель: Активизировать словарь по теме «Игрушки». Воспитание зрительной памяти.
Оборудование: На столе у логопеда игрушки: куклы, мишки, машины, зайцы, мячи.
Ход игры: Дети стоят вокруг стола. Логопед предлагает им рассмотреть игрушки и назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой.
Игра «Одеваем куклу»
Цель: Выявление пассивного и активного словаря по теме «Одежда». Активизация пассивного словаря.
Оборудование: Кукла и одежда для нее.
Публикация «Игры для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры: Логопед знакомит детей с куклой, предлагает дать ей имя и помочь одеться. Предлагает найти рубашку, платье, колготки, фартук, туфли. (Дети находят одежду, логопед одевает куклу.)
Какая красивая одежда у Кати! Что мы надели на куклу? (Дети поочередно называют одежду.)
Затем логопед предлагает детям самостоятельно надеть на куклу кофту, снять кофту, завязать пояс, расстегнуть пальто и т. д.
Что ты сделал? (надел кофту. И т. д.)
Затем можно предложить детям рассмотреть свою одежду и рассказать, что на них надето.
Игра «Какой предмет?»
[/b]
Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Ход игры: Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.
Красное — платье, яблоко, знамя.
Игра «Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Ход игры: Логопед говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее логопед играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).
Игра «Закончи фразу»
[/b]Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон.
Луна видна ночью, а солнце.
Огонь горячий, а лед.
Река широкая, а ручей.
Камень тяжелый, а пух.
Игра «Посылка»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: Предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры: Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Я собрал в огороде…»
Цели: Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.
Игра «Старичок-лесовичок»
Цель: развитие навыка словоизменения существительных с помощью суффикса «чок».
Ход игры: Старичок-лесовичок
В свой волшебный сундучок
Собирал слова на «чок»,
Запирал их на крючок.
Сундучок мы открываем —
И словечки приласкаем:
Жук — … (жучок, паук — … (паучок).
Червяк — … (червячок, хомяк — … (хомячок).
Колпак — … (колпачок, пятак — … (пятачок).
Ночник — … (ночничок, пуховик — … (пухо-вичок).
Крюк — … (крючок, сундук — … (сундучок).