надежда руфова
Игрушки коренных народов Якутии
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки коренных народов Якутии.
Общество формирует игрушку в соответствии с существующими в нем канонами межпоколенной связи. Когда развитие городской культуры оторвало ребенка от мира природы, общество преподнесло ему натуралистичных двигающихся лающих собачек, мяукающих кошек, поющих птиц и прочие подобия живой природы. Но когда реальный мир природы вспыхнул в каждом доме на экране телевизора, и копирование живого мира стало излишним, полки магазинов заполнились смешными, условными и удивительно очеловеченными тиграми, обезьянами, в чем, возможно, проявилось стремление человека к общению с природой, отгороженной от него урбанистической культурой сегодняшнего дня.
Публикация «Игрушки коренных народов Якутии» размещена в разделах
Дети первоначально играли ветками, камешками, костями животных. Постепенно взрослые стали изготавливать специальные предметы для игры с чисто практической целью: привить ребенку трудовые навыки, передать нормы поведения в семье и в обществе, сообщить основы мироощущения.
История изучения игрушки насчитывает сто лет. К началу XX в. в музеях были собраны, правда, еще очень небольшие, коллекции игрушек различных народов России. В Москве был основан Кустарный музей Московского земства, в котором русская игрушка заняла центральное место, в Санкт Петербурге – Музей этнографии народов России им. императора Александра III, где игрушки входили в этнографические собрания по многим народам. В это же время опубликовалось большое количество разнообразных исследований, которые сделали игрушку одной из самых популярных тем начала XX века.
Исследователи пришли к выводу о единстве большинства видов игрушек у всех народов мира. они к традиционным игрушкам относят следующие группы:
1. звуковые (сенсорные) игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д.
2. Двигательные (моторные) игрушки – мяч, волчок, бильбоке и т. д.
3. Оружие
4. Образные игрушки – куклы и игрушки, изображающие животных.
Выделенные в данной классификации виды широко распространены и культуре коренных народов Якутии. В любой традиционной культуре наблюдается обязательное половозрастное распределение игрушек. Детская игрушка народов Якутии также разделяется на игрушки для девочек и игрушки для мальчиков, что отмечается многими исследователями. Однако это деление охватывает далеко не все виды игрушек. Так, волчки, трещотки, бильбоке, погремушки являются всеобщими.
Звуковые игрушки.
К группе звуковых игрушек относится якутская игрушка – жужжалки «тымтык куугунэй” - деревянная пластинка с дырочками, в которые продета нитка длиной 30 – 40 см.
В некоторых центральных районах распространенной детской игрушкой был “ойуун” (шаман) – конусообразный волчок, который вращали веревочкой. Волчок долго вращался и издавал протяжный звук. Если сверху в его отверстие бросали несколько маленьких угольков, то в сумерках создавалось впечатление “вращающегося во время камлания шамана”.
Двигательные игрушки.
Очень проста и азартна игра “куорчэх”. Куорчэх – это взбитые сливки. Мутовка носит то же название. Играющие должны раскрутить свои мутовки, у кого дольше продержится во вращении – тот победил.
Также очень распространены якутские настольные игры. “Хаамыска”- игра пятью деревянными кубиками или позвонками крупной рыбы. Эта игра заимствована у русских. Осталось название игры, искаженное от “камешки”и правила игры. В зоне распространения леса играли кубиками, вырезанными из дерева. На Севере, где нет леса, но в реках водится крупная рыба, для игры использовали позвонки крупной рыбы.
“Хабылык” – подбрасывание палочек определенным способом.
“Дугда” или “баайа” –азартная игра, где подсчет очков ведется “коровами”.
Мячики. Якутские дети играли мячиками из скатанной шерсти.
Мячики эвенских детей шьются из кусочков замши и набиваются оленьей шерстью.
Оружие.
Игрушки, изображающие животых, часто используются в совместных играх, хотя чаще ими играют мальчики. чЕткое разделение существует только в оружии и куклах. Оружие используется в играх только мальчиками, куклы целиком относятся к играм девочек, в чем достаточно четко проявилось разделение труда. Наибольшее распространение среди игр мальчиков получила охота.
Игрушки, которые дети использовали в своих играх, с точностью повторяли орудия охоты и лова. Это были луки со стрелами, удочки и различные ловушки, причем только первые игрушки ребенку делали взрослые, далее дети изготовляли их сами.
У якутских детей среди игрушек самоделок встречались и миниатюрные орудия труда: деревянные лопаты, вилы, грабли и т. д. делая их, мальчики получали первые практические навыки, знакомились с технологией их изготовления, учились пользоваться этими инструментами. Т. о., приобщение ребенка к трудовой деятельности начиналось с игры.
Большинство исследователей видит в игрушках одно из средств привития ребенку хозяйственных навыков.
Образная игрушка.
Образы животных, которые наполняли мир детской традиционной игрушки народов Якутии XIX – начала XX в. в. : олень, птица, медведь, конь, собака и крупный рогатый скот.
Олень.
Зуб оленя, бабки, изображающие оленей, или олени из дерева были широко распространены у эвенов, эвенков, изредка встречались у скотоводов якутов, но практически отсутствуют у оленных чукчей. Мальчики – чукчи вооружаются обрывком аркана и накидывают на любой одушевленный или неодушевленный предмет. Складывают из камней воображаемые стада и, взявши в руки ветки тальника с многочисленными отростками в виде рогов оленя, воображают себя едущими на паре оленей. Игрушки – олени у эвенских детей используются при играх в «стойбище», «перекочевку», «ловля оленей», «волк и олени» и т. д.
Игрушки – собаки, встречающиеся у якутов, эвенков, указывают на существование когда-то в культуре этих народов представлений о собаке – охранительнице.
Бык, корова – животные, которые присутствовали только в игрушке якутов и неизвестны другим скотоводам Сибири. Они свидетельствуют о важности сохраняемой игрушкой информации. Якуты, оторвавшись от основного массива скотоводческих народов, оказались в окружении чуждых им форм хозяйственной деятельности. Именно поэтому возникла потребность закрепить в игрушке основные черты своего собственного типа хозяйства.
В фондах Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского хранятся обнаруженные экспедицией И. Д. Новгородова в 1944 г. при раскопках детского погребения XVII в. на родовом кладбище борогонского якута Солук Боотура восемь фигурок, вырезанных из бересты, очень похожих друг на друга. Фигурки напоминают силуэт коровы и ее головы. На существование еще в древности у предков якутов детских игрушек, изображающих быка и корову, обратил внимание также и А. П. Окладников.
Фигурки коров обычно вырезали из тальника или деревянных палочек длиной 8 – 10 см., диаметром 2 – 3 см. У них не делали ног – вырезали как бы увиденными сверху, т. ч. выделялись продолговатое туловище и голова со сходящимися впереди рогами. Изготовление изображений животных из сырой лучины требует фантазии и верной руки.
Как отмечал в прошлом столетии В. Л. Серошевский, изображения лошадей среди детских игрушек встречались не очень часто.
Деревянные фигурки лошади делали с любовью и более тщательно. Часто на скульптуре выделялось красиво оформленное седло с переметными сумами. И. П. Сойконнен в 1920 г. наблюдал, как невеста получила в подарок от родителей игрушечную лошадь, на которой были седло, уздечка и изготовленное по заказу кузнецом специальное серебряное украшение на ногу (бо5ох) – как делали в старину для лошади невесты.
Куклы.
У якутов наряду с бабками, «одетыми» в лоскуты материи и шкурки, существовали куклы, представляющие собой рулончик ткани, обернутый большим количеством лоскутков. Верхняя часть основы оборачивалась «платочками» так, что у куклы появлялось «лицо» без обозначенных черт, у «шеи» основа перетягивалась полоской ткани, что выделяло головку куклы. Такие безликие и бесполые куклы оживали в игре, превращаясь в женщин, мужчин, составляли целые семьи. Дети вносили в них все необходимое для игры содержание, которое черпали из окружающего мира взрослых. К примеру, иногда большой кукле под передник вкладывали маленькую, что соответствовало изображению беременной женщины.
Игры с куклами эвенкийских детей имеют три основных сюжета: «гость пришел», «перекочевка», «стойбище». Косточка или птичий клюв становились куклой и приобретали значение человека, только если на них появились лоскуток ткани или одежда. У эвенков голые бабки в игре могли изображать оленей, собак, коней, но бабки с повязанными лоскутками ткани представляли только человека.
Матерчатые или деревянные куклы, встречающиеся у якутов, эвенков, с изображением лиц, возникли под влиянием русской игрушки. Куклы без изображения лица встречались у всех народов, имели целью развитие воображения и фантазии ребенка.
Абстрагированный, условный характер игрушки превращал ее в объект, насыщенный многими смыслами и образами, которые в игре приобретали реальное наполнение и способствовали активному, творческому познанию ребенком окружающего мира. Потому мнение о примитивности традиционной игрушки абсолютно неправомерно.
Игрушка – культурный знак с глубоким полисемантическим содержанием. Игрушка – очень древнее и многогранное по своему содержанию явление человеческой культуры. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. В ней соединены мифология и реальность, детская фантазия и практицизм взрослых. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, верования, достижения искусства.