Любовь Лебедева
Игрушка в жизни ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического и физического развития ребенка и его обучения.
Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет. К такому выводу пришел еще германский канцлер Отто фон Бисмарк и приказал выпустить по государственному заказу игрушечные корабли, лодки, матросов. И что бы вы думали? Через 15 лет каждый второй мальчик, выросший на этих игрушках, пошел в моряки.
Публикация «Игрушка в жизни ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Очень ценны, поучительны и даже необычны исторические и психологические наблюдения об игрушках русских императоров, заставляющие нас по-новому взглянуть на характеры царствовавших особ и на причины некоторых исторических событий.
Первой игрушкой царя Петра Великого стал конь на колесиках. Затем пошли другие игрушки : качели на верёвках, обшитых бархатом; деревянная баба в роскошных нарядах. Будущий царь подрастал, и старые игрушки стали заменяться новыми. Просматривая описи приобретаемых игрушек, можно подумать, что ребёнок собирается на войну. Покупались булавы, луки со стрелами, топоры. Специально на заказ художники расписывали знамёна, а затем приобретались и барабаны. Такой выбор игрушек для императора был не случайным. Его готовили к занятию трона и защите империи.
Изучая игрушки Александра I, Николая I и других русских императоров, четко прослеживается связь между детскими играми и линией жизненного пути.
С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.
В младенчестве ребенок получает погремушки, с которыми манипулирует. При этом происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение.
В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др., через которые ребенок учится соотносить и различать формы, размеры и цвета.
В том же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель, машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации : играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т. д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста - это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок - может быть, гений, а может, неблагополучный.
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка, она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре.
«Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. У нее большие глаза с длинными ресницами, маленький яркий рот, роскошные волосы. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки.
У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества – наивность, глупость, озорство и т. д. Этих кукол любят все дети.
Куклы-герои народных сказок, мультфильмов и т. д. – также имеют характерную внешность (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др., но помимо этого они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей – плохие, злые, несправедливые и лживые. Благодаря тому, что куклы-герои сказок являются для ребенка эталонами нравственного облика, он сосредоточивает на низ весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы-герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.
Ценность игрушки заключается в следующем:
дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;
создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;
она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;
помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;
игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;
объединяет детей.
Доказано, что от того, какие игрушки окружают ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.
Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.