Людмила Ткачева
Игровые занятия, стимулирующие и развивающие звуковую активность и понимание речи
▼ Скачать + Заказать документы
[b ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ
И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ[/b]
В раннем возрасте происходит закладка личности ребенка. В этот период активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способости, выражающиеся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и детей. Развивается игра, она ведет к развитию общения. Мышление у малышей наглядно-действенное. Предметная деятельность является ведущей.
Публикация «Игровые занятия, стимулирующие и развивающие звуковую активность и понимание речи» размещена в разделах
Уже ближе к возрасту одного года развитие общения выражается в желании ребенка действовать вместе со взрослым. Это желание малыш демонстрирует позами, жестами. Дети протягивают предметы, изображают желаемое действие движениями и звуками, указывают на заинтересовавшую игрушку и т. п. Малышу становится очень важно отношение взрослого к его действиям, его поступкам, успехам и неудачам. Положительная оценка и поддержка взрослого помогают ему ощущать свою самостоятельность и активность.
Очень многое в это время зависит от родителей. Общаясь с ребенком, играя с ним, родители развивают его. В то же время некоторые родители не умеют, или считают, что не умеют гармонично развивать малыша.
Особенно много трудностей встречают те родители, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья.
Большую помощь в этом плане могут оказать совместные занятия (ребенок, родитель, педагог). На занятиях родители принимают активное участие. Они помогают ребенку выполнять соответствующие действия. Активность помощи зависит от возможностей ребенка
Предлагаю несколько занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема: Кошка
Цели: познакомить с новой игрушкой, вызывать радостную эмоциональную реакцию на появление игрушки, учить составлять целое из частей, побуждать к активным действиям (показать, погладить). Формировать произвольный выдох, активизировать движения пальцев рук.
Оборудование: кошка, игра «Собери кошку».
Ход занятия:
Пришла, поздоровалась кошка. Рассмотреть ее (глазки, ушки, спинка)
Игра «расскажи про кошку»
Л-д:Подставляй ладошку Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.
Расскажу про кошку. Гладят ладонь другой рукой.
Будем пальчики считать? Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Раз-два-три-четыре-пять! Поочередно загибают пальчики на руке.
Вот — кулак, Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
А вот — ладошка.
На ладошку села кошка! Гладят ладонь другой рукой.
И крадется потихоньку «Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
Видно, мышка там живет! Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
Игра «Заболела кисонька»
(массаж тела)
Заболела кисонька Поглаживают грудь и живот
Кисонька-беляночка
Болит у кисы головушка Гладят голову движениями ото лба к затылку.
Ой, как болит!
Болит у кисы лапочка, Поглаживают поочередно руки от кисти к плечу.
Ой, как болит!
Болит у кисы ноженька. Поглаживают ноги снизу вверх.
Ой, как болит!
Л-д «Стали кису лечить, молоком ее поить. Молоко горячее, подуем на него (дуют)
Как киса лакает молоко?»
Делают лакательные движения
Игра «Соберем кису из частей»
Тема: Дождик
Цели: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом. Учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом. Вызывать звукоподражания.
Оборудование: треугольник (музыкальный, ведерко, корзинка, большие и маленькие грибы.
Смотрим за окошко – идет дождик. Ритмично ударяю в треугольник.
-Как дождик капает? – кап – кап – кап.
Дождик, дождик, – кап – кап – кап. Ударяют указательным пальцем по ладони др. руки
То сильней, то тише.
Не стучи, не стучи Грозят пальцем.
Не стучи по крыше.
Непослушный какой, Укоризненно качают головой.
Погоди не лейся!
Заходи к малышам Манят руками.
И в тепле погрейся. Обнимают себя.
Л-д :Дождик бывает тихим и громким.
Тихо: кап – кап – кап
Громко: кап – кап – кап
Игра «Дождик». Дети стоят.
Дождик – хлопаем, кап – кап – кап
Гром (сигнал муз. треугольником) – топаем.
Тишина – все смолкают.
Л-д: «Под дождиком выросли грибы, маленькие и большие. Покажи, Таня, маленький гриб. Покажи, Катя, большой гриб.»
Собираем грибы в корзинку и ведро (большие в корзинку, а маленькие - в ведро).
Вот грибок какой, вот грибок большой Руки в стороны.
Вот грибок маленький, сидит на пенечке Сужают руки
Головой качает, с ребятами играет Качают головой
Тема: Игрушки
Цели: формировать представление о схеме тела, учить соотносить игрушку со звукоподражанием. Учить детей здороваться и прощаться, используя движение рукой и слово «пока». Продолжать учить согласовывать движение со словом.
Оборудование: кукла, мишка, ежик.
Ход занятия:
Л-д здоровается за руку с детьми по очереди: Таня, дай руку – здравствуй, Таня. (то же с др. детьми).
Пришла кукла Ляля. Это Л. Поздоровайся с Лялей, Гера (то же с др. детьми).
Прочитаем стихотворение Ляле.
Это глазки. Вот, вот. (Выполняем соответствующие движения)
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спина, а тут живот.
Это руки хлоп, хлоп, хлоп.
Это ноги топ, топ, топ.
Ляля уходит. Помаши Ляле рукой «до свидания, пока, Ляля, пока».
Приходит мишка. Здороваемся …
Сидели два медведя на тоненьком суку (руки в кулачок, покачиваемся) Один читал газету (ладошки раскрыты)
Другой молол муку (трут ладошки)
Раз ку-ку, два ку-ку (хлопки слева, справа)
Оба шлепнулись в муку (хлопки по ногам)
Нос в муке, рот в муке, уши в сладком молоке (показ).
Прощаемся с мишкой.
Ежик пришел. Здороваемся…
Игра с ежиком.
Вот свернулся еж в клубок (присели на корточки)
Потому что он продрог – ой-ой-ой (жалобно)
Лучик ежика коснулся.
Ежик сладко потянулся - ай-ай-ай (весело, тянемся ручками вверх)
Ежик уходит. Помаши Ежику рукой «до свидания, пока, Ежик, пока».