Юлия Чудайкина
Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребенок получает первичные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию дошкольников в детском коллективе. Использование занимательного материала при решении игровых задач весьма оправданно при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь для успешного освоения программы школьного обучения современному ребенку необходимо не только много знать, но и уметь последовательно и доказательно мыслить, догадываться, находить нестандартные пути решения задачи. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске возможных способов действий при решении игровых занимательных задач, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В интеллектуальной деятельности формируются познавательные способности детей. Современные требования к содержанию дошкольного образования ставят задачу развития познавательныхспособностей в разных видах деятельности, в том числе в ходе формирования элементарных математических представлений детей. Повседневная жизнь ребенка – это игра, труд, занятия. Следовательно, предлагаемые для освоения знания целесообразно включать именно в эти виды деятельности. Важно отметить, что во многих играх дети действуют «в уме», проигрывая воображаемые ситуации. Это раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности, инициативу и самостоятельность. Вхождение ребенка в мир математики открывает для него присутствие чисел в природе и культуре, наполняет представления о каждом числе живыми образами.
Публикация «Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей, невозможно без использования занимательных, развивающих игр, игровых задач, развлечений. Основная цель развивающих игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. К решению занимательных игровых задач дети приходят в процессе поисковых проб, предназначенных для угадывания решения в результате постоянных действий. Результатом поиска решения становится догадка. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.
Занимательный математический материал можно классифицировать по следующим направлениям: – развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки); – математические (логические) игры, задачи, упражнения (игры с блоками, кубиками и др.); – дидактические игры и упражнения (с наглядным материалом, словесные игры).
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки со счетными палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, идет трансформация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменения их количества. Данные задания хорошо влияют на закрепления изученного материала геометрических фигур, счетной деятельности и развитие логического мышления. Разнообразные виды занимательных игр, задач, упражнений помогают познакомить ребенка с такими понятиями, как «число», «геометрическая фигура», развить пространственное воображение и умение ориентироваться в пространстве, учат ребенка логически мыслить и рассуждать, т. е. развивают его познавательные способности.
В работе с детьми образовательный процесс строю так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :
- Вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических развивающих занимательных задач;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Для повышения уровня общего умственного развития детей 5-7 лет, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем систематически использую задачи, игры, головоломки по принципу «от простого к сложному».
На занятиях по ФЭМП такой материал включаю в ход самого ООД или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В самом начале занятия в старшей и подготовительной группе оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».
В свободное время активно использую математические игры (коллективные, подгрупповые и индивидуальные) наряду с другими для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Создаю условия для игр, поддержания и развития интереса, поощряю самостоятельный поиск решения задач, стимулирую творческую инициативу детей.
Также активно использую в работе с детьми смекалки, головоломки, занимательные игры, которые вызывают большой интерес у детей. Они подолгу, не отвлекаясь, упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: сообразительность, находчивость, наблюдательность, усидчивость, развиваются конструктивные умения. А также дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.