Получи документы

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (4 фото)

Симакова Татьяна
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Публикация «Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное состояние ребёнка, на его самооценку. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками. Зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук. Игры могут включены в образовательную деятельность, и использованы в режимных моментах.

«Сухой бассейн»

Цель: Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук.

Материал: Емкость, наполненная сухой гречневой крупой (горох, манка, песок) на дне которой спрятаны различные предметы – пуговицы, геометрические фигуры, маленькие массажные мячики.

Ход игры:

Ребенку предлагается найти закопанные предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая гречку пальчики массируются, ребенок на ощупь находит какой либо предмет и называет его.

«Стиральная машина»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Развитие мелкой моторики.

«Волшебные палочки»

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, мышления, мелкую моторику.

Ход игры:

Предлагаю ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

«Игры с прищепками».

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц рук.

Ход игры:

Ребенок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

«Игры с разноцветными резинками для волос»

Цель:

Сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умение действовать по образцу.

Ход игры:

Под стихотворное сопровождение ребенок нанизывает резинку на каждый пальчик свой цвет.

«Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление сенсорных эталонов, знаний о геометрических фигурах развитие мпелкой моторики.

Ход игры:

Ребенок выкладывает геометрические фигуры по образцу и по замыслу. за

«Массажные мячики»

Цель: Развивает мелкую моторику, помогает ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Под стихотворный текст выполняет движения с массажным мячиком

«Веселый счет»

«Ежик» в руки нужно взять,

(берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.

(катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять.

(перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

"Колючий еж"

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,

дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"

на "ножки", делать массаж тела,

называя все соответственно)

«Мячик»

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

(Движения соответствуют тексту)

Упражнения – игры с массажным мячиком.

Упражнение №1

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом руку поменяем. (меняем руку и тоже катаем мячик)

Упражнение №2

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Упражнение №3

(Движения выполняются по тексту)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Упражнение №4

Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)

Упражнение №5

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)

Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)

Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)

И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)

Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)

Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад

А навстречу скачет зайка,

длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик)

В огороде чьем – то ловко

раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)

Упражнение №6

(Движения выполняются по тексту)

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Упражнение №7

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит

(перебираем мяч пальчиками)

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да!

(движения мячом по пальчикам)

Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Упражнение №8.

Ручки, ручки, просыпайтесь.

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед – назад, вправо- влево между ладонями).

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

(Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук).

Головка, головка, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по голове).

Животик, животик, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по животу)

Ножки, ножки, просыпайтесь.

(Катают мячик по правой, а затем по левой ноге).

Упражнение № 9.

Мячик сильно сжимаю и ладошку поменяю.

(Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладоши)

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки).

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

(Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони)

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет

(Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку.

Пальчиковая игра с резинками для волос «Овощи»

Материал:

Резинки для волос оранжевого, синего, красного, жёлтого и зелёного цвета, сложенные в индивидуальные контейнеры.

1,2,3,4,5!

Будем пальцы наряжать!

Вот мизинчик - он морковка,

Он в оранжевой обновке!

Безымянный - баклажан,

Носит синий сарафан.

Средний - свёкла для борща,

Ярко- красная она.

Указательный – кокетка,

Он весь жёлтенький, как репка.

Большой палец – молодец!

Он зелёный огурец!

Морковку, баклажан, и свёклу,

Огурец и репку, посмотри,

Можно вырастить на грядке,

Очень вкусные они!

Пальцы сжаты в кулак. По очереди разгибаем пальчики

Надеваем на указательный палец жёлтую резинку

Надеваем на большой палец зелёную резинку,

поднимаем кверху большой палец!

По очереди разгибаем пальчики

Сжимаем и разжимаем пальчики.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Фото №1 Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев Фото №2 От пальцев образно говоря идут тончайшие нити ручейки которые питают источник творческой мысли Фото №3 Сухомлинский Упражнения связанные с улучшением мелкой моторики часто построены на повторении небольших движений пальцами
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаДидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Игровые пособия своими руками для развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаИгровые пособия своими руками для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста В современном мире развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. А что это такое – мелкая моторика?.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД