любовь момот
Игровые технологии в речевом развитии детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4- 5 лет).
Публикация «Игровые технологии в речевом развитии детей среднего возраста» размещена в разделах
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе. Психолого - педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, настольно - печатные игры, словесные игры. Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры, направленные на развитие всех сторон речи (лексикограмматической, фонетико - фонематической, связной речи).
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т. д.). У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около). Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста :
1) расширять словарный запас по лексическим темам: «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь» :
- закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных, предметов одежды и обуви и т. д.) и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д., отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года;
- развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое? вкусное, сладкое, сочное и т. д;
- развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: воробей что делает? чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д. ;
- учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).
2) развивать навыки словообразования:
- учить образовывать уменьшительноласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д. ;
- учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный. Совершенствовать грамматический строй речи;
- упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины, куртка — куртки;
-упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.
3) развивать связную речь :
- учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу. · Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года, зимующих птицах по схемам, картинным планам);
- учить пересказывать короткие тексты;
- заучивать стихи.
4) развивать фонематическое восприятие:
- развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки;
- учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня, уши, окна).
5) артикуляционная гимнастика. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.
6) развивать мелкую моторику рук. Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика, шнуровка, бусы и т. д.
Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет.
1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).
·Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребё нок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор; фрукты — яблоко, банан, груша; домашние животные — кот, собака, лошадь.
·Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребё нок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно: апельсин, яблоко, лимон — фрукты; волк, лиса, заяц — дикие животные.
·Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов признаков и бросить мяч обратно: апельсин (какой) вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д. зима (какая) холодная, морозная, снежная и т. д.
· Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше словдействий к существительным: Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д. ; Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
· Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот) : Ворона большая, а воробей … (маленький); Ваня высокий, а Саша … (низкий); Катя весёлая, а Маша … (грустная); Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).
2. Игры на развитие грамматического строя речи.
·Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
· Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные: сок из яблок — яблочный; суп из молока — молочный; компот из ягод — ягодный; стол из стекля — стеклянный. · Игра «Один — много». Образование формы множественного числа 4 существительных: мяч — мячи; птица — птицы; груша — груши
. · Игра «Посчитай». Ребё нку предлагается посчитать предметы от 1 до 5: один мяч, два мяча, пять мячей; одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
3. Игры на развитие связной речи.
· Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами: апельсин — Маша ест апельсин; ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
· Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов: апельсин — Девочка ела апельсин. Какая девочка ела апельсин? Маленькая девочка ела апельсин. Какой апельсин ела маленькая девочка? Маленькая девочка ела вкусный апельсин.
4. Игры на развитие фонематического восприятия.
· Игра «Какой первый звук в слове?». Ребё нку предлагается опредлить начальный ударный гласный звук в слове: Оля — первый звук «О»; Аня — первый звук «А».
· Игра «Придумай слово на звук.». Взрослый предлагает ребё нку придумать как можно больше слов на заданный звук: А — Аня, арбуз, ананас и т. д. ; У — утка, улитка, улица.
5. Игры на развитие мелкой моторики.
· Пальчиковые игры. Например: Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька для утят Эта долька для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
· Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
· Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.