Щепелина Ольга Васильевна
Игровые технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Использование игры и игровых технологий оказывают большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями. Почему работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях? Постановка и автоматизация звуков – это длительный и однообразный процесс. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слоги, слова, предложения с определенным звуком. Это неинтересно и со временем занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. И именно игра, как основной вид деятельности дошкольника помогает в преодолении этих трудностей.
Публикация «Игровые технологии в работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к логопедическим занятиям и увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру. Использую комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков, альбомы "Сказка о веселом язычке", "Уроки правильной речи"; игровые пособия «Артикуляционные кубики», «Гимнастика для язычка».
Развитию правильного речевого дыхания помогает использование музыкальных инструментов: дудочки, свистульки; игровые пособия «Сдуй снежинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Попьём чайку», «Дуйбол», «Прожорливые овощи» и т. д.
Развитию мелкой моторики пальцев рук детей способствует игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением, дидактическое пособие «Бизиборд», шнуровки, игры с прищепками, пальчиковый кукольный театр,
Автоматизации поставленных звуков помогают игровые упражнения из альбомов Комаровой Л. А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях»: «Угадай что звучит», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово»; игровые приёмы «Заведи моторчик», «Волшебная дорожка», «Лабиринты», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и
другие.
Развитию фонематического слуха и звукового анализа помогает использование звуковых линеек; игровые упражнения «Поймай заданный звук», «Звонкий – глухой», «Звукоедик», «Домики для звуков». Использование пособия "Шумовые баночки" способствует формированию первоначального фонематического слуха ; дидактическая игра «Камень-вата» помогает в формировании у дошкольников понятий "мягкие и твердые звуки" и др. Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования.
Таким образом, использование игровых методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки.