Папки-передвижки

Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Светлана Ляшенко
Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлено тем, что игра позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику.

Публикация «Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Игровые приемы побуждают ребенка к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и, тем самым, повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Значение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ велико:

- во-первых, у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь;

- во-вторых, у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление е улучшить, преодолевается застенчивость, робость;

- в-третьих, игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. - Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Используя опыт работы, теорию различных авторов по данной теме, были подобраны и систематизированы различные игры, которые, исходя из практики работы, являются более эффективными в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка.

Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Игры с крупой, песком и другим природным материалом это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Логопедический сухой бассейн один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В сухой бассейн мы берем с собой любую игрушку, любые предметы с которыми желаем играть, о ком хотим рассказать сказку, правильно проговаривая поставленные звуки. В бассейне находим предметы на нужный звук и одновременно делаем массаж пальчикам, перебирая крупу. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь, развивается мелкая моторика, тем самым ребенок и не подозревает, что играя - обучается.

Виды работы с сухим бассейном:

1) разыгрывать или моделировать сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек на нужный звук.

2)находить в крупе нужный предмет на определенный звук;

3) проводить массаж пальчиков в сухом бассейне с проговариванием чистоговорок.

4) разыгрывать знакомую сказку;

5) разыгрывать сказку по ролям;

6) инсценировать сказку по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия;

Тем самым опосредованно решаем логопедические коррекционные задачи:

- формировать правильное произношение;

- формировать артикуляционные навыки

-развивать мелкую моторику.

- формировать фонематический слух и восприятие;

- формировать слоговую структуру слова и звукобуквенный анализ и синтез;

- правильно усваивать лексические и грамматические средства языка;

- развивать навыки связной речи;

- развивать психические процессы;

- побуждать ребенка к активным осознанным действиям;

- совершенствовать навыки совместной работы;

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- закреплять полученные речевые умения и навыки.

При этом дети самостоятельно демонстрируют сказку, придумывают ее сюжет.

Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

Метод моделирования (использование игры с наглядным моделированием). Психологи Л. А. Венгер и А. Л. Венгер выдвинули идею, что читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Можно использовать схемы-подсказки при пересказе и рассказывании. В начале схемы необходимы очень подробные, но когда дети будут очень легко справляться с заданиями, нужно постепенно схемы сокращать, чтобы дети могли сами проектировать свой рассказ. Сами схемы вначале можно рисовать вместе с детьми и тут же объяснять, что рисуем, догадываясь по знакомым символам. В дальнейшем дети сами могут составлять схемы.

Таким образом, метод моделирования учит ребенка составлять рисуночный план к тесту, использовать его при пересказе знакомой сказки. Совершенствует умение последовательно составлять рассказ и правильно высказываться ведь пересказ как мы знаем одна из сложных речевых проблем у детей с ОВЗ.

Игра «Окошко» (картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм). Рассматривая картину, педагог зада т вопросы: «Кого (что) мы видим в окошках», «Какая картина спряталась?» ребенку приходится додумывать полную картину сюжета, тем самым учиться составлять связный рассказ, развивать воображение, пополнять и активизировать словарный запас, правильно проговаривая поставленные звуки.

«Волшебная труба» Ребенку предлагается рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов тем самым активизировать словарный запас. Игра способствует умению учиться связно высказываться, правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать грамматическую структуру речи.

Круги Луллия. В коррекционной работе используются круги Луллия, состоящие на основе технологии ТРИЗ. Философ из Каталонии XII века Раймунд Луллий (Лулио) придумал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для решения логических задач. Этот прообраз пригодился многим педагогам для организации развивающих игр с детьми. Можно удивляться простоте изготовления и многофункциональности колец Луллия: развлекающие, развивающие речь, логическое мышление и творческое воображение и многое другое. Для этой игры, в зависимости от возраста детей, можно подобрать различные задания, на любые виды деятельности одни из них помогут ребенку научиться различать признаки предметов, помогут развить логическое мышление и не только. Для развития речи решаются задачи по обогащению и активизацию словарного запаса, связной речи. В игре с кругами раскрученная стрелка останавливается на определенных картинках, которые объединяет, формирующие реальную картину сюжета или предложения. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, которые дети потом вспоминают много раз.

Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с ОВЗ.

Так, учащиеся приобретают следующие умения:

1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;

2. Правильно строить предложения;

3. Умение распространять предложения;

4. Излагать логически последовательно события.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 16 мая 2021 в 13:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ляшенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД