Светлана Ляшенко
Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлено тем, что игра позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику.
Публикация «Игровые технологии развития связной речи как ведущего средства коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игровые приемы побуждают ребенка к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и, тем самым, повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Значение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ велико:
- во-первых, у детей формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивационная направленность, расширяется словарный запас и развивается связная речь;
- во-вторых, у дошкольников повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление е улучшить, преодолевается застенчивость, робость;
- в-третьих, игровые технологии, так как они обладают мощными развивающими характеристиками, влияют на развитие всех познавательных процессов.
О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. - Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Используя опыт работы, теорию различных авторов по данной теме, были подобраны и систематизированы различные игры, которые, исходя из практики работы, являются более эффективными в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка.
Стимулирование движений пальцев рук ребенка ведет к активизации речевых зон головного мозга. Игры с крупой, песком и другим природным материалом это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Логопедический сухой бассейн один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В сухой бассейн мы берем с собой любую игрушку, любые предметы с которыми желаем играть, о ком хотим рассказать сказку, правильно проговаривая поставленные звуки. В бассейне находим предметы на нужный звук и одновременно делаем массаж пальчикам, перебирая крупу. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь, развивается мелкая моторика, тем самым ребенок и не подозревает, что играя - обучается.
Виды работы с сухим бассейном:
1) разыгрывать или моделировать сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек на нужный звук.
2)находить в крупе нужный предмет на определенный звук;
3) проводить массаж пальчиков в сухом бассейне с проговариванием чистоговорок.
4) разыгрывать знакомую сказку;
5) разыгрывать сказку по ролям;
6) инсценировать сказку по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия;
Тем самым опосредованно решаем логопедические коррекционные задачи:
- формировать правильное произношение;
- формировать артикуляционные навыки
-развивать мелкую моторику.
- формировать фонематический слух и восприятие;
- формировать слоговую структуру слова и звукобуквенный анализ и синтез;
- правильно усваивать лексические и грамматические средства языка;
- развивать навыки связной речи;
- развивать психические процессы;
- побуждать ребенка к активным осознанным действиям;
- совершенствовать навыки совместной работы;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- закреплять полученные речевые умения и навыки.
При этом дети самостоятельно демонстрируют сказку, придумывают ее сюжет.
Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
Метод моделирования (использование игры с наглядным моделированием). Психологи Л. А. Венгер и А. Л. Венгер выдвинули идею, что читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Можно использовать схемы-подсказки при пересказе и рассказывании. В начале схемы необходимы очень подробные, но когда дети будут очень легко справляться с заданиями, нужно постепенно схемы сокращать, чтобы дети могли сами проектировать свой рассказ. Сами схемы вначале можно рисовать вместе с детьми и тут же объяснять, что рисуем, догадываясь по знакомым символам. В дальнейшем дети сами могут составлять схемы.
Таким образом, метод моделирования учит ребенка составлять рисуночный план к тесту, использовать его при пересказе знакомой сказки. Совершенствует умение последовательно составлять рассказ и правильно высказываться ведь пересказ как мы знаем одна из сложных речевых проблем у детей с ОВЗ.
Игра «Окошко» (картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм). Рассматривая картину, педагог зада т вопросы: «Кого (что) мы видим в окошках», «Какая картина спряталась?» ребенку приходится додумывать полную картину сюжета, тем самым учиться составлять связный рассказ, развивать воображение, пополнять и активизировать словарный запас, правильно проговаривая поставленные звуки.
«Волшебная труба» Ребенку предлагается рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов тем самым активизировать словарный запас. Игра способствует умению учиться связно высказываться, правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать грамматическую структуру речи.
Круги Луллия. В коррекционной работе используются круги Луллия, состоящие на основе технологии ТРИЗ. Философ из Каталонии XII века Раймунд Луллий (Лулио) придумал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для решения логических задач. Этот прообраз пригодился многим педагогам для организации развивающих игр с детьми. Можно удивляться простоте изготовления и многофункциональности колец Луллия: развлекающие, развивающие речь, логическое мышление и творческое воображение и многое другое. Для этой игры, в зависимости от возраста детей, можно подобрать различные задания, на любые виды деятельности одни из них помогут ребенку научиться различать признаки предметов, помогут развить логическое мышление и не только. Для развития речи решаются задачи по обогащению и активизацию словарного запаса, связной речи. В игре с кругами раскрученная стрелка останавливается на определенных картинках, которые объединяет, формирующие реальную картину сюжета или предложения. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, которые дети потом вспоминают много раз.
Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.
Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством коррекции недостатков в связной речи у детей с ОВЗ.
Так, учащиеся приобретают следующие умения:
1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2. Правильно строить предложения;
3. Умение распространять предложения;
4. Излагать логически последовательно события.