Иван Шевченко
Игровые технологии на уроках физической культуры в малочисленной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии на уроках физической культуры в малочисленной школе
Шевченко Иван Васильевич – учитель физической культуры
МКОУ «Ольховлогская ООШ»
Каменского муниципального района
Воронежской области
ivan12091959@yandex.ru
Статья посвящается проблеме использования игровых технологий, как мощное средство обучения на уроках физического воспитания в малочисленной школе, которое способно значительно повысить эффективность урока, успешно решать задачи укрепления здоровья учащихся.
Публикация «Игровые технологии на уроках физической культуры в малочисленной школе» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: гиподинамия, игровые технологии, малочисленная школа, подвижные игры, организация игр.
Одной из главных проблем современного общества является гиподинамия, то есть низкая двигательная активность. Её последствием является повышение уровня заболеваний. Современные дети предпочитают вместо прогулки на свежем воздухе и занятия спортом телевизор и компьютер. Чтобы изменить положение необходимо с раннего возраста приобщать детей к занятиям в спортивном зале и подвижным играм. Общеизвестно, что основным видом деятельности школьника является игра. Соответственно для успешного развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые технологии (подвижные игры). Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в школе. Остановимся на работе школы, характерной для сельской местности, где небольшое количество учащихся и, как правило, отсутствует спор-тивный зал. Именно в такой школе я работаю. Отсутствие спортивного зала в школе компенсируется наличием спортивной пришкольной площадки и специ-ально оборудованного места для занятий физическими упражнениями. Игры-состязания и подвижные игры на улице занимают особое место по соревновательности, занимательности и эмоциональности. Они одинаково интересны школьникам, как младших, так и старших классов. Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. Назначение игр-состязаний в учебном процессе многообразно.
Игровую деятельность использую в следующих случаях:
• в качестве самостоятельной технологии;
• как элемент более общей технологии;
• в качестве урока или его части (введение, контроль);
Подвижные игры на местности укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность школьникам реализовать накопившуюся энергию. Особенно они важны для учащихся в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. Очень важно правильно выбрать игру, поэтому приступая к проведению игры, определяю для себя задачи. Это может быть необходимость объединение детей, организовать их внимание, или же совершенствовать в игре те или иные навыки и качества, а может быть содействовать выявлению творческой инициативы играющих и т. д. Выбор подвижных игр зависит также от состава играющих (возраст, пол, подготовленность, места занятий, оборудование и инвентарь. В разделе программы «Легкая атлетика» использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т. п. Примером таких игр могут быть – игра «Колесо», «Мяч ловцу», «Охотники и утки». В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. Для примера: игры с элементами баскетбола - «Не давай мяча водящему», «Перестрелка», эстафета с ведением мяча и попаданием в корзину, с элементами волейбола – «Защита укрепления», «Подвижная цель», игры подготовительные к футболу – «Ножной мяч в кругу», «Удар за ударом». В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. С этой целью использую игру «Выйди из круга», «С любой точки»
Каждую игру стараюсь хорошо освоить сам, предварительно продумываю все моменты, какие могут в процессе игры вызвать у участников то или иное настроение, с тем, чтобы заранее предусмотреть, как повлиять на ход игры в той или иной ситуации.
В большей мере успех игры зависит от её объяснения. Стараюсь говорить логично, последовательно, придерживаясь следующего плана:
1. название игры;
2. размещение играющих (подготовка к игре);
3. описание (ход) игры;
4. результат игры;
5. правила игры.
Такая последовательность даёт мне возможность раскрыть содержание игры. Очень важно правильно организовать игру. Мои основные принципы организации:
• отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
• принцип развития игровой динамики;
• принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
• принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
• принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Любой игрой надо руководить. С целью правильного развития игры слежу за ходом игры и за поведением отдельных игроков, направляя их действия. Стараюсь добиться сознательной дисциплины в игре, приучаю играющих сознательно выполнять правила игры, слежу за соблюдением равных условий у соревнующих команд, не допускаю грубой игры.
Важно вовремя закончить игру, определить момент когда участники получили от неё удовлетворение, но не переутомились. Подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекаю детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.
В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой все мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.
Литература
1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М. ,1968г
2. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России. М. : «Просвещение», 1998г.
3. Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего возраста М. ; Просвещение, 1986г.
4. Федорова Н. А. Подвижные игры 1-4 класс издательство «Экзамен» Москва,2016г.